Чтобы привлечь покупателей и выделиться в своей нише, применяйте уникальные торговые предложения (Unique Selling Proposition). С его помощью вы донесете до аудитории реальную выгоду от приобретения продукта и смотивируете совершить покупку. Рассказываем, что такое разработка УТП, каких видов бывает и где применяется. Разберем примеры и дадим пошаговую инструкцию с формулами для самостоятельного составления эффективного предложения.
Что такое УТП и зачем оно нужно
Уникальное торговое предложение — УТП — это презентация товара или услуги с описанием функций и характеристик, которые выгодно выделяют их на фоне аналогичных продуктов конкурентов.
Озвучивая УТП, вы говорите с клиентом на языке выгод. Потенциальный покупатель понимает, каким образом именно ваш продукт удовлетворит его потребности полнее, быстрее и качественнее.
УТП, позиционирование и оффер: в чем разница?
Разберемся, почему эти три понятия некорректно сравнивать.
Позиционирование — это образ компании в глазах целевой аудитории,некая неизменная характеристика, отвечающая на вопрос: «Что делает эта компания и чем ее продукт отличается от предложений конкурентов?». Позиционирование формирует у ЦА определенное восприятие бренда, создает нужные ассоциации и образы, но при этом не мотивирует купить продукт прямо сейчас.
Оффер — это конкретное торговое предложение с четко обозначенными выгодами. Зачастую имеет ограничение по времени. Оффер убеждает потенциального покупателя приобрести продукт здесь и сейчас. Он работает как своеобразный крючок для привлечения новых клиентов.
Оффер, УТП и позиционирование — это принципиально разные маркетинговые инструменты и результат они приносят разный. Позиционирование говорит о деятельности компании, оффер нацелен на быстрые продажи, а УТП — это презентация выгоды покупки для покупателя.
Для большей наглядности сравним УТП, позиционирование и оффер на примере сайта студии йоги:
Сферы применения
Используйте готовое УТП в баннерной и контекстной рекламе, разместите на главной странице сайта или в одном из блоков лендинга.
Уникальное торговое предложение идеально впишется в email-рассылку и будет органично смотреться на товарной карточке в каталоге.
Озвучивайте УТП во время проведения акций и распродаж. Как правило, такие мероприятия производят ажиотаж, а значит УТП запомнится большему числу людей. Будьте у аудитории на слуху и привлекайте новых клиентов.
Плюсы и минусы
Какую пользу принесет грамотно составленное УТП:
-
повысит продажи;
-
привлечет новых клиентов;
-
повысит узнаваемость бренда;
-
сделает рекламу эффективнее,;
-
увеличит лояльность целевой аудитории;
-
позволит конкурировать без демпинга;
-
увеличит конверсию сайта и рекламных материалов.
И все же немногие компании тратят время и деньги на разработку уникального торгового предложения. Владельцы бизнеса, которые не признают необходимость использования такого инструмента, приводят в качестве аргументов следующие причины:
-
Я — как все, у меня нет отличительных особенностей.
-
Недобросовестные компании могут скопировать мое УТП,
-
Перенасыщенный рынок удовлетворяет потребительские запросы и без УТП.
С ними можно поспорить хотя бы потому, что уникальное торговое предложение помогает грамотно отстроиться от конкурентов, что необходимо любой компании независимо от сферы деятельности и масштабов.
Каким бы высоким ни был спрос на конкретный продукт, оптимальное соотношение цены и качества будет ключевым критерием выбора. И именно УТП позволяет информировать ЦА об этом и других преимуществах.
Другие доводы в пользу разработки УТП:
-
Изучите ЦА и конкурентов. Зная потребности первых и преимущества вторых, вы сможете внести соответствующие изменения в продукт и улучшить качество клиентского сервиса. УТП — не волшебная кнопка, нажав на которую, ваши конкуренты переманят клиентов к себе. Это лишь маркетинговый инструмент, которым, к тому же, надо уметь пользоваться
-
Перенасыщенность рынка — еще один повод совершенствовать компанию, сервис, технологии, конечный продукт — все то, что позволит вам оставаться в числе лучших.
Основные принципы
Что должно содержать хорошо сформулированное УТП?
-
Конкретику. Как и оффер, УТП должно содержать четко сформулированные выгоды, быть детализированным, но не перегруженным. Сразу вспоминается Яндекс с его УТП «Найдется все».
-
Уникальность. Озвучьте в УТП эксклюзивную выгоду для клиента. Убедитесь, что никто из конкурентов не предлагает то же самое.
-
Эффективность. Акцентируйте внимание аудитории на главной выгоде.
Чтобы определять эффективность выбранной маркетинговой стратегии, находить результативные каналы продаж и анализировать рекламные кампании, подключите сквозную аналитику MANGO OFFICE. Ничего не придется делать вручную — система автоматически соберет данные из коллтрекинга, CRM и с рекламных площадок в один емкий и понятный отчет.
Виды УТП
Перед тем, как разрабатывать предложение, ответьте на главный вопрос — какой посыл вы хотите в него вложить? Это поможет вам составить сильное и честное предложение. Примеры УТП:
-
УТП с проблемой — «МИГ и голова не болит!»
-
УТП с плюшками — «С 12 до 16 любой ланч за 300 рублей» Дзёдо
-
УТП с достоинством — «Расширяем права мира на дизайн» Canva.
-
УТП с уникальностью — «M&M`s — тает во рту, а не в руках».
-
УТП с хорошим недостатком — «Репетитор по ОГЭ и ЕГЭ, который не перехвалит вашего ребенка».
-
УТП для точной сегментации — «Мы помогаем ботанам, неудачникам и мутантам» Nerd Fitness.
Как видите, каждый слоган не только содержит в себе уникальное торговое предложение, но и доносит до аудитории идею продукта.
Как составить УТП: инструкция, формулы, примеры
Прежде чем приниматься за составление красивой и действенной фразы, которая войдет в историю и обеспечит вам обширную и постоянную ЦА , проведите тщательный маркетинговый анализ. Имея на руках объективные результаты исследований и набор подходящих формул, вы соберете качественное предложение легко и быстро, как конструктор. Пошаговый процесс разработки УТП выглядит так:
-
Изучение компании и продукта. Изучите специфику бизнес-процессов, технологии производства, характеристики и свойства продукта, особенности сопутствующего сервиса.
-
Мониторинг конку
рентов. Обратите внимание, какие выгоды и доводы звучат в их предложениях, насколько они отвечают потребностям целевой аудитории.
Создайте таблицу для сравнения конкурентов и запишите туда их самые сильные преимущества. Так вы получите наглядную картину ваших сильных и слабых сторон и избежите повторов в УТП.
- Сегментирование и изучение ЦА. Для начала разделите целевую аудиторию на группы со схожими параметрами: пол, возраст, семейное положение, доход, регион и прочее. Для каждого сегмента составьте портрет покупателя.
Затем проанализируйте каждый аватар: боли, желания, потребности. Какие жизненные ситуации заставляют людей совершить покупку? По каким критериям они выбирают компанию или продукт?
Чем тщательнее вы изучите ЦА, тем более привлекательным будет ваше УТП.
- Поиск атрибута позиционирования продукта. Изучив продукт и целевую аудиторию, определите, какие потребности и в каком сегменте закрывает продукт.
Случается, что после проведения детального исследования компания приходит к выводу, что ее товар или услуга бесполезны, или имеют недостаточно ценности, или уступают в качестве конкурентам и прочее.
Приходится дорабатывать продукт или пытаться компенсировать недочеты высоким уровнем сервиса, а иногда и вовсе пересматривать всю концепцию.
- Анализ ключевых выгод для потребителя. На основе атрибута позиционирования сформулируйте УТП, говоря с аудиторией на языке выгод — что получит клиент, воспользовавшись вашим предложением. Что такого способны дать только вы?
-
Формирование УТП. На этом пункте остановимся и подробнее поговорим о формулах для составления УТП:
-
Продукт + ЦА.
Косметолог «Помогаю женщинам выглядеть желанными», обувной магазин «Обувь для женщин с размером 40+».
-
Продукт + эмоция.
MAYBELLINE «В восторге от тебя, а ты от Maybelline», Аленка «Вкус, знакомый с детства», TWIX «С какой палочкой вкуснее твой чай?».
-
Продукт + гарантия.
AliExpress «Доставим в срок, или покупка за наш счет», репетитор «Готовлю к ОГЭ и ЕГЭ. Если наберете менее 80 баллов — верну деньги».
-
Продукт + инновация.
Антивозрастная косметика «Инновационная крем-сыворотка избавит от морщин за месяц».
-
Продукт + превосходство.
Lexus «Стремление к совершенству», Apple (очень давно) «Does more. Costs less. It's that simple».
-
Продукт - страх/боль клиента.
Детская стоматология «Лечим зубки во сне», продукция для аллергиков «Экопорошок без фосфата и хлора!», Эспумизан «Спокоен малыш — счастлива мама».
-
Продукт + необычное свойство.
«RedBull окрыляет», Coca-Cola «Попробуй чувства на вкус», SAMSUNG «Добавляйте вещи во время стирки».
-
Продукт + свойство/преимущество/выгода.
Эльдорадо «Территория низких цен», Tiret «Устранит засор за 5 минут», такси «Чистый салон, новые машины, молчаливый водитель, подача — 10 минут».
-
И, напоследок, УТП «за гранью».
Бюро ритуальных услуг «Пишите смс за рулем», магазин сантехники «Толчок для размышлений», Евросеть «Цены просто охОЧЕНЬ НИЗКИЕ».
Распространенные ошибки
Составление УТП подобно лотерее — никогда не предугадаешь, «выстрелит» ли оно. Однако есть типичные ошибки, которые лучше знать и предугадывать:
-
Ложное УТП — свои обязанности вы выдаете за возможности.«Нашли неисправность? Вернем деньги» — вам и так придется их вернуть по закону о защите прав потребителей. «Только здесь и только у нас свежий хлеб каждый час!» — ну да, ну да. А конкуренты сухари продают.
-
Шаблонное УТП — все эти «самые лучшие», «самые опытные» и прочие «самые-самые» не вызывают ничего, кроме рекламной слепоты. Лучше заменить их на емкие и понятные аргументы. Например, не «Самая выгодная доставка» а «При заказе от 3 тыс. рублей доставка — бесплатная».
-
Безадресное УТП — создание предложения без учета портрета ЦА. Это вы импортируете кофе с уникальных плантаций. Так бы вы его и продавали, как «Кофе с уникальных плантаций Зимбабве!», если бы не знали, что клиенты хотят получать «наслаждение от каждой чашки бодрящего напитка».
-
Фантастическое УТП — любые сомнительные или заведомо ложные заявления: «Обучим китайскому языку за 2 месяца!».
Что важно запомнить
-
Уникальное торговое предложение — уникальный маркетинговый инструмент и символ вашего бренда.
-
Создание УТП поможет вам отстроиться от конкурентов и привлечь новых покупателей.
-
Актуализируйте торговое предложение вовремя: этого обновляйте портрет ЦА, отслеживайте растущие потребности потенциальных клиентов, не упускайте из виду конкурентов и следите за переменчивыми тенденциями рынка.
-
Не используйте ложные, шаблонные, безадресные и фантастические УТП.