В предпринимательстве все, что относится к онлайну, определяют общим словом e-commerce. В статье рассказываем о том, что он себя представляет, отмечаем его плюсы/минусы и даем рекомендации по запуску своего бизнеса в e-commerce.
Что такое e-commerce
Английское слово e-commerce подразумевает собой сферу электронной коммерции. Это деятельность, которая связана с покупками/продажами товаров и услуг в интернете. Сюда же включают торговлю на маркетплейсах, продвижение продуктов, сервисов, социальных, бизнес-проектов и т. д.
Сфера e-commerce объединяет:
-
продажи;
-
систему интернет-банкинга/эквайринга (в том числе государственного);
-
сервисы бронирования билетов;
-
онлайн-рекламу;
-
курьерские службы;
-
электронные доски объявлений и другие сегменты.
Согласно собранной базе данных ecommerceDB немецкой компании Statista, Россия в 2023 году находится на 14-м месте по общему объему рынка электронной коммерции. Прогнозируемый доход составит к концу года не менее $42 миллионов, при этом больше всего покупателей в сфере продаж электроники, затем идет индустрия красоты и здоровья, на третьем месте — игрушки для детей и сувениры.
Преимущества и недостатки e-commerce
Среди преимуществ:
Низкие расходы на ведение бизнеса. Начать свое дело в e-commerce может любой человек с оригинальной идеей и видением того, как эту идею реализовать онлайн. Низкий порог входа обеспечен и минимальными финансовыми затратами — начинающему предпринимателю не нужно арендовать офис или производственные помещения, нанимать сотрудников, налаживать сложные технологические процессы. Большинство повседневных задач помогают решать специализированные компьютерные программы и сервисы.
Расширение целевой аудитории. Со своим товаром или сервисом можно выходить на рынки любой страны, масштабируя проект под конкретные потребности людей. При продвижении для этого потребуется настройка геотаргетинга, но, как правило, все затраты на рекламу со временем окупаются.
Снижение расходов на посредников. Возможности e-commerce позволяют предпринимателям работать с производителями напрямую без посредников. Уменьшаются затраты и на логистику, если бизнесмен работает в сфере интеллектуального труда или предоставляет услуги IT-сервиса.
Доступ к точечной аналитики. Поскольку предприниматели в e-commerce используют для упрощения рутинной работы различные программы и CRM-сервисы, они получают доступ к подробной аналитике. Цифровые службы собирают данные о трафике, количестве продаж, эффективности рекламных кампаний и другие важные метрики в онлайн-отчеты.
Например, с помощью Коллтрекинга MANGO OFFICE вы узнаете, какая реклама дает целевые звонки, а какая съедает бюджет, оптимизируете медиаплан и снизите стоимость привлечения клиента. Опции, доступные в один клик:
-
конверсия по каналам, источникам, рекламным кампаниям или ключевым словам;
-
стоимость клиента;
-
путь от показов рекламы до сделки.
Возможности развития. Программы для учета продаж, проведения электронных платежей, рассылок позволяют снижать затраты на организацию торговли, повышая рентабельность бизнеса.
Недостатки электронной коммерции, отмечаемые маркетологами:
Высокая конкуренция. В зависимости от сегмента торговли или сервисного обслуживания, уровень конкуренции может быть ниже или выше. К примеру, достаточно сложно конкурировать в продажах товаров народного потребления, общепите, курьерской доставке.
Зависимость от сервисов и систем информационной коммуникации. Использование различных сервисов и CRM не может гарантировать абсолютную безопасность передачи конфиденциальных сведений. Нередко возникают проблемы с неоправданными ожиданиями клиентов, получающих товар, выбранный исключительно по картинке в каталоге маркетплейса или витрине онлайн-магазина.
Проблемы с защитой прав на интеллектуальную собственность. Массовые нарушения авторского права — проблема, с которой люди сталкиваются с самого момента возникновения интернета. Довольно болезненна она и для e-commerce, где бизнес зарабатывает на оригинальном ПО, курсах и мастер-классах, книгах — все это часто сливается в сеть бесплатно (а нередко пираты еще и зарабатывают на чужой интеллектуальной собственности).
Виды электронной коммерции
Сферу электронной коммерции принято подразделять на несколько направлений по целевой аудитории.
— B2B (Business-to-Business).
Это коммерческие отношения, выстраиваемые между представителями бизнеса. В сфере B2B предприниматели заключают сделки друг с другом и оформляют партнерские отношения для развития собственного бизнеса. К примеру, IT-компании продают программное обеспечение для оптимизации бизнес-процессов или CRM промышленным компаниям или услуговым сервисам.
— B2C (Business-to-Consumer).
В этой нише бизнес продает товары или предоставляет услуги обычным людям через собственные онлайн-магазины или маркетплейсы. Это наиболее обширный сегмент e-commerce, работающий с самыми разными продуктами и услугами массмаркета.
— B2G (Business-to-Government).
Коммерческая деятельность, выстраиваемая между представителями бизнеса и государством, как правило, работает в сети в сфере разработки специализированного ПО и сервисов обслуживания. К примеру, чиновники запускают конкурс или тендер на создание и внедрение платформ для упрощения работы с конкретными ведомствами, сервисов по оплате налогов и т. д.
— С2С (consumer-to-consumer).
В этой нише электронной коммерции сами потребители через интернет взаимодействуют с другими потребителями. Сюда относится довольно обширный сегмент народных маркетплейсов, досок объявлений, сервисов по проведению финансовых, юридических сделок и т. д.
— G2C (Government-to-Citizens).
Еще один популярный вид e-commerce, охватывающий взаимодействие государства с простыми людьми. В этой сфере разработка онлайн-сервисов и социальных площадок направлена на предоставление государственных услуг гражданам, среди которых оплата штрафов и налогов, упрощенная регистрация компаний, получение различных документов государственного образца и т. д.
Как работает электронная коммерция
В наиболее популярной нише B2C примерная схема работы e-commerce одинакова.
Потребители заходят на сайт интернет-магазина (или маркетплейса) и выбирают товар. После получения заявки с сайта менеджер уточняет наличие товара на складе или связывается с производителем для удовлетворения клиентского запроса. После подтверждения о том, что заказ можно выполнить, заявка клиента подтверждается, ему приходит оповещение.
Затем клиент оплачивает выбранный товар удаленным способом (за обработку платежа отвечает внедренный на сайте финансово-процессинговый сервис). С момента одобрения платежа заказ уходит в обработку: товар поступает на склад и отправляется по указанному покупателем адресу. О движении товара клиенты узнают с помощью уведомлений от трекинговой системы по sms или электронной почте.
При продаже электронных товаров к ним после оплаты заказа клиентом открывается онлайн-доступ.
Поскольку различные виды электронной коммерции предполагают взаимодействие предпринимателей и потребителей не только друг с другом, но и с государством, схема e-commerce при выстраивании отношений с чиновниками несколько иная. Здесь коммерческое партнерство строится на основе запускаемых государственных тендеров и поступающих заявок со стороны предпринимателей. Схемы оплаты при этом тоже другие — они строятся на основе финансово-договорной системе, с проведением расчетов через банки.
С чего начать бизнес в e-commerce в России
Перед тем, как запускать свой бизнес через интернет, стоит обдумать бизнес-идею, попробовав рассчитать — точно ли на этом получится заработать. Стратегическому расчету нередко помогает скрупулезно проведенный маркетинговый анализ, помогающий изучить рынок, конкурентов, понять боли и потребности целевой аудитории и т. д.
Как правило, детализированный маркетинговый анализ помогает определиться и с конкретной площадкой для запуска — это может быть собственный интернет-магазин, маркетплейс или платформа с досками объявлений.
На стадии запуска лучше сразу определиться и со способами продвижения своего продукта или услуги. В некоторых нишах (например, товары широкого потребления, игрушки, сувенирная продукция) можно ограничиться соцсетями и мессенджерами. Для рекламы чего-то более серьезного с точки зрения хранения, доставки (например, в нише электротоваров) имеет смысл задействовать контекст с таргетированием на определенные сегменты потребителей.
Выводы
-
Электронная коммерция включает в себя продажи товаров и услуг, систему подключаемого интернет-банкинга/эквайринга (в том числе государственного), сервисы бронирования билетов, онлайн-рекламу, курьерские службы, электронные доски объявлений и другие сферы интернет-взаимодействия.
-
Среди преимуществ e-commerce можно отметить сравнительно низкие затраты на ведение бизнеса, снижение расходов на посредников, расширение целевой аудитории и доступ к точечной, наглядной онлайн-аналитике.
-
Различают несколько основных видов электронной коммерции: B2B (предприниматели), B2C (потребители), B2G (государство), G2C (предоставление государством услуг обычным гражданам), С2С (система коммерческих отношений между гражданами с помощью интернет-сервисов).
-
Чтобы самому запустить бизнес в электронной коммерции достаточно изучить рынок, оценить потенциальную успешность бизнес-идеи и определиться с интернет-площадкой для запуска проекта. Наметить стратегические возможности успешного старта, понять потребности в товаре/услуге у целевой аудитории, риски со стороны конкурентов помогает проведенный маркетинговый анализ рынка.