Клиент — центральный элемент в разработке позиционирования бренда и маркетинговой стратегии. Представителям целевой аудитории важно персонализированное отношение к себе, это стимулирует на принятие положительных решений о покупке. Решение — определение основных характеристик отдельных сегментов ЦА и подготовка предложений для каждой группы.
Рассказываем, как составить портрет целевой аудитории, с помощью каких инструментов, где собирать информацию.
Что такое портрет клиента и зачем он нужен
Портрет клиента — это подробное описание вашего идеального покупателя. У него есть имя, хобби, чувства симпатии и неприязни, а также амбиции и трудности.
Портрет потребителя служит опорной точкой при создании рекламных кампаний по привлечению или информированию потребителей.
Описание включает в себя:
-
личную информацию: имя, возраст и географические данные;
-
измеримые цели, связанные с работой и жизнью;
-
потребности: болевые точки и разочарования, препятствия, стоящие на пути к целям;
-
предпочтения: любимые соцсети и мессенджеры, формат, тон и стиль контента;
-
профессиональные данные: должность, степень влияния в процессах принятия решений;
-
анализ поведенческих характеристик и покупательской способности.
Приведем пример. Марина, 22 года, блогер. Живет в Санкт-Петербурге. Получила высшее образование по специальности «Журналистика». Ведет блог с советами о моде и декоре, публикует уроки макияжа. Марина следит за модными тенденциями, часто встречается с коллегами из beauty-сферы. Девушка достаточно популярна, поэтому уделяет много времени собственному образу в сети. Любит ходить в бассейн и занимается йогой.
Портрет покупателя поможет более точно настроить таргетинг, найти дополнительные возможности для привлечения потребителей и последующей конвертации их в клиентов.
Из чего состоит
Имея четкое представление о том, кто ваши покупатели, зная их потребности, вы сможете провести эффективную маркетинговую кампанию. Вы найдете болевые точки и эмоциональные триггеры клиентов, которые приведут к принятию решения о покупке.
Для создания портрета клиента в сферах B2C и B2B собирают разные характеристики. Рассмотрим каждый вариант.
Для B2C
Профиль клиента в розничной торговле включает в себя характеристики, которые условно можно разделить на пять групп:
-
География. Представление о местонахождении клиентов. Так вы изучите климатические условия и культурные особенности аудитории. Определив часовые пояса, вы будете знать, когда ваша ЦА онлайн. Это важно для планирования публикаций в часы пользовательской активности, чтобы повысить охваты постов.
-
Демография. Содержит данные о поле и возрасте клиента, семейном положении, национальности и этнической принадлежности, религиозных убеждениях.
Определите, сколько лет клиентам, на которых ориентирован ваш продукт, кто принимает решение о покупке, какую социальную роль они играют. Например, это может быть молодой отец.
-
Психографика. Включает в себя информацию об интересах, действиях и мнениях целевой аудитории. Еще ее называют анализом IAO (Interest, Actions, Opinions).
Девять аспектов психографических данных:
-
мнения: взгляды, которых придерживается человек;
-
ценности: патриотизм, уважение к старшим, забота о животных;
-
поведение: действия человека в определенных ситуациях, реакция;
-
отношение: восприятие тех или иных вещей;
-
стиль жизни: социальная роль и сложившиеся жизненные ценности;
-
привычки: вещи или действия, с которыми трудно расстаться;
-
виды деятельности: хобби, спорт, занятия, формирующие образ жизни;
-
интересы: сферы, которыми человек интересуется;
-
когнитивные искажения: предубеждения на основе собственного опыта и знаний.
-
Поведенческие факторы. С помощью анализа поведения аудитории вы узнаете, как ведут себя люди и почему именно так. Учитывайте факторы, которые могут влиять на спрос продукции, например, сезонность продаж, значимые даты и праздничные дни.
-
Социально-экономические данные. Информация об образовании и профессии, месте работы и уровне дохода, условиях проживания поможет рассчитать покупательскую способность клиента.
Вы сможете проанализировать и сопоставить месячный доход и затраты людей. Узнать, как они относятся к покупкам в вашей ценовой категории, есть ли у них финансовые проблемы.
Для B2B
В B2B-сфере портрет клиента составляют из образа человека, ответственного за принятие решений, и данных о компании и ее деятельности.
Перечислим основные характеристики:
-
Какой вид бизнеса сотрудничает с вами: стартап, местное предприятие или компания федерального масштаба?
-
С какими рынками работает компания в пределах города, страны или мира?
-
Какие потребности организация закрывает с вашей помощью: внутренние или внешние? Например, если речь идет о квалифицированном персонале, вы обучаете своих сотрудников или нанимаете специалистов извне?
-
Численность сотрудников.
-
Род занятий компании: сфера и отрасль.
-
Экономические данные, например, годовой оборот, объем продаж.
-
На кого ориентированы рекламные кампании: на собственника бизнеса, технического директора или начальника отдела продаж?
Где искать информацию
Собирать данные для анализа можно несколькими способами и по разным каналам. Рекомендуем регулярно обновлять данные и по возможности использовать все доступные онлайн- и офлайн-методы.
Опрос аудитории
Проводите опросы среди целевой аудитории и собирайте отзывы об их восприятии вашего бренда. Также это может быть анкетирование или работа с фокус-группой.
Стимулируйте пользователей проходить опросы до конца. Например, в качестве поощрения в конце интервью вы можете предложить скидку на следующую покупку.
Попробуйте использовать специализированные опросники: Anketolog, Google Forms или Яндекс.Взгляд.
Как это работает:
-
Создайте опрос в любом из сервисов.
-
Получите ссылку по почте.
-
Отправьте опросную форму любым удобным способом: в email-рассылках, на сайте компании, в соцсетях.
Советы по организации и содержанию опроса:
-
В описании или заголовке опроса напишите о количестве вопросов и времени его прохождения. Также можно добавить несколько слов о бонусе, чтобы получить больше откликов. Например, «Ответьте на три вопроса и получите купон на скидку 5%».
-
Составляйте краткие, емкие, понятные и однозначные вопросы.
-
Задавайте открытые вопросы, старайтесь получать как можно более развернутые ответы.
Опрос можно провести своими силам, привлечь студентов социологических факультетов, обратиться за помощью в центры исследований.
Анализ коллтрекинга
Коллтрекинг позволяет получить следующую информацию:
-
мнение о качестве продукта и сервиса;
-
предпочтения покупателей;
-
отношение к цене;
-
претензии.
Коллтрекинг MANGO OFFICE записывает все входящие и исходящие разговоры, чтобы вы в любой удобный момент могли проанализировать беседы между менеджерами и клиентами, узнать, что думают потребители о продуктах и услугах компании. В сервисе предусмотрена интеграция с CRM.
Анализ социальных сетей
Изучайте пользователей, которые больше всего взаимодействуют с вашим контентом: оставляют комментарии, делятся публикациями. Это должны быть люди, лояльные к бренду, или ваши клиенты.
В их профилях вы найдете информацию о следующем:
-
понравившиеся веб-страницы;
-
способы проведения досуга;
-
семейное положение;
-
посещаемые места;
-
актуальные темы обсуждения;
-
место работы.
Автоматизировать сбор данных можно с помощью специальных сервисов: Buffer, Carrot Quest, Pepper.Ninja.
Анализ данных веб-аналитики
Инструменты веб-аналитики предназначены для получения информации о производительности сайта. Также программы используют для поиска и уточнения портрета целевой аудитории.
Популярные сервисы: Google Analytics и Google Ads, Яндекс.Метрика и Яндекс.Директ, Facebook Ads.
В обзорных отчетах об аудитории, помимо действий пользователей, вы найдете дополнительную информацию:
-
источники трафика — сведения об используемых устройствах, операционных системах, браузерах;
-
демографические данные — пол и возраст, семейное положение.
С помощью инструментов веб-аналитики вы можете привлечь новых клиентов: разработать таргетированную рекламу или настроить ретаргетинг и выбрать наиболее подходящие площадки для запуска маркетинговых кампаний.
Глубинное интервью с клиентом
Детальная информация о клиентах поможет составить психологический портрет покупателя, который расскажет о его душевном состоянии, ценностях, мотивациях и проблемах.
На какие качества стоит обратить внимание:
-
характер;
-
темперамент;
-
общительность;
-
уровень самооценки;
-
целеустремленность;
-
эмоциональное состояние;
-
способность работать в команде;
-
интеллектуальный уровень развития.
Это сложный способ сбора информации, поэтому немногие соглашаются принять участие в долгом интервью, заполняя множество тестов и отвечая на сотни вопросов.
Попробуйте собрать фокус-группу из представителей целевой аудитории. Предложите им что-то ценное в обмен на потраченное время.
Как анализировать данные
Систематизация собранных данных приведет к образованию нескольких сегментов. Сосредоточьтесь на трех-пяти наиболее крупных — это ключевые группы покупателей, которые нужно изучить тщательнее. Понимание взаимоотношений между клиентами и продуктом поможет настроить эффективную рекламу и получить стабильный доход с продаж.
Это долгий процесс, но он необходим для оценки действий потребителей:
-
почему выбирают ваш продукт;
-
какие проблемы решают с его помощью;
-
какие недостатки выявили и за какие преимущества полюбили.
Разделив целевую аудиторию на сегменты, приступайте к созданию аватара клиента для каждого из них.
Как составить портрет
Мы подготовили пошаговую инструкцию, как составить портрет клиента на примере молодых родителей, которые ищут варианты обучения детей:
-
Определение ЦА. Это люди с одной проблемой, которую они хотят решить. В качестве целевой аудитории возьмем родителей, желающих обучать детей по программе РКШ (русская классическая школа).
-
Деление на сегменты. Целевую аудиторию необходимо поделить на сегменты, так как работать со всеми клиентами сразу неэффективно. Это могут быть родители детей подготовительной группы и родители детей в возрасте семи лет. Можно поделить каждый сегмент на подсегменты для лучшего понимания образа жизни, потребностей и мотиваций.
-
Создание портрета клиента. Пропишите аватар клиента для каждого подсегмента. Для детального описания используйте всю ранее собранную информацию.
Полезные советы
Рассказываем, как избежать распространенных ошибок и получить точный портрет клиента:
-
используйте все доступные каналы и источники при сборе информации о целевой аудитории;
-
делите ЦА на сегменты и подсегменты;
-
чтобы избежать путаницы, запомните: один сегмент/подсегмент — один аватар;
-
регулярно обновляйте и дополняйте аватар клиента;
-
составляйте как можно более персонализированный профиль;
-
при формировании портрета учитывайте мельчайшие нюансы, которые могут повлиять на принятие решения о покупке.
Специальные сервисы
Оформить портрет клиента можно вручную в виде таблицы, документа или презентации. Главное — придерживаться четкой структуры данных.
Другой вариант — воспользоваться специальными инструментами:
-
Онлайн-сервисы Xtensio, Miro или Uxpressia. Они бывают платными и бесплатными
-
Сайты с готовыми шаблонами, которые нужно заполнить и скачать готовый документ.
Примеры портрета клиента
Портрет клиента должен выглядеть как подробное описание реального человека: внутренние и внешние характеристики, цели и желания, трудности и боли. Для примера пропишем два приблизительных аватара для сфер B2C и B2B.
Пример аватара для B2C — молодой мамы в декрете
Персональные данные:
-
Анна, 25 лет;
-
замужем, двое детей дошкольного возраста;
-
проживает в Республике Карелии.
Финансовое состояние:
-
по образованию маркетолог;
-
подрабатывает в сфере рекламы онлайн;
-
муж Олег, 29 лет, занимает руководящую должность в финансовом отделе крупной компании.
Образ жизни:
-
занятой, так как большая часть времени уходит на заботу о детях и дела по дому;
-
Олег уезжает на работу ранним утром и возвращается после семи вечера;
-
семья не может позволить себе незапланированные крупные расходы, отдых за границей, так как стабильно зарабатывает только муж.
Боли и потребности:
-
оплата ипотеки и автокредита не позволяют откладывать сбережения;
-
Анна и Олег хотят провести рефинансирование для снижения процента;
-
семья мечтает сменить место проживания на жилье в более благоустроенном районе, ближе к школам и кружкам.
Предпочтения в сети:
-
у Анны нет времени на просмотры веб-сайтов;
-
из социальных сетей женщина предпочитает Вконтакте;
-
из мессенджеров Анна использует WhatsApp и Telegram.
Пример аватара для B2B — заведующего отделением интенсивной терапии Александра
Персональные данные:
-
Александр, 45 лет;
-
женат, двое детей;
-
средний годовой доход — 1,4 млн рублей;
-
закончил медицинскую академию, работал в сфере здравоохранения.
Ценности и цели:
-
сын перешел в старшую школу, дочь поступает в институт в следующем году — семья сосредоточена на оплате обучения детей (хорошая школа, репетиторы);
-
гордится тем, что всегда в курсе дел больницы и успевает отвечать на запросы сотрудников любого уровня и должности;
-
не трудоголик, сохраняет баланс между работой и личной жизнью, но иногда задерживается в отделении сверхурочно;
-
заботится о животных, время от времени жертвует приютам для бездомных собак и кошек;
-
дает сотрудникам возможность профессионального роста, следит за своевременным повышением квалификации и навыков.
Роль и уровень ответственности:
-
отчитывается перед вице-президентом ассоциации Нацздрава;
-
несет административную ответственность за отделение интенсивной терапии;
-
участвует в распределении бюджета.
Как выглядит обычный рабочий день:
-
Александр посещает встречи (планерки, собрания, комиссии);
-
совершает обходы в палатах интенсивной терапии;
-
занимается документацией: карточками пациентов, отчетами, заявками;
-
следит за тем, чтобы оставаться на связи с руководством, коллегами и родственниками пациентов.
Что важно запомнить
-
Портреты клиентов создают на основе реальных данных, а не догадок или предположений.
-
Есть много способов получить информацию о целевой аудитории: провести опрос или глубинное интервью, проанализировать данные коллтрекинга и инструментов веб-аналитики, изучить соцсети.
-
Аватары клиентов необходимо регулярно обновлять.
-
Если ручные методы составления портретов потребителей занимают много времени, используйте сайты с шаблонами или специализированные онлайн-сервисы.