При разработке плана развития бизнеса необходимо точно знать сильные и слабые стороны компании, ее потенциал и вероятные риски. В этом поможет SWOT-матрица. Рассказываем, что это такое и как ее использовать.
Что такое SWOT
SWOT — техника анализа бизнеса, которая помогает выявить уязвимые места и преимущества компании.
SWOT — аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом:
-
S (strengths) — «сильные стороны» (дословно). Под ними подразумеваются преимущества, которые отсутствуют у конкурентов.
-
W (weakness) — «слабые стороны». Это все то, что мешает реализовать потенциал бизнеса. Примеры: плохое качество продукции, регулярный срыв сроков поставки, отсутствие взаимопонимания между сотрудниками, некомпетентный персонал.
-
O (opportunities) — возможности. Те меры, которые может предпринять компания, чтобы усилить позиции на рынке. Например — модернизировать производственную линию или сократить сроки доставки товара.
-
T (threats) — угрозы. Под ними понимают риски, с которыми предприятие теоретически может столкнуться. Примеры — финансовый кризис, отток кадров.
Эти составляющие отображают положение бизнеса в текущий момент, помогают выявить причины проблем и найти способы их устранения.
Задачи и цели
Основная задача SWOT — сбор полезной информации для разработки стратегии развития. Выделяют несколько направлений анализа:
-
Оценка конкурентоспособности. Важна достоверность данных, поэтому особый упор сделайте на изучение мнений клиентов. Спросите, почему они выбирают ту или иную компанию? Что, по их мнению, стоит улучшить вам?
-
Анализ рисков. Определите, что может негативно отразиться на жизнеспособности организации.
-
Перспективы развития. Установите, при каких условиях возможно ускорить развитие бизнеса. Убедитесь, что у вас есть ресурсы для продвижения. Задействуйте доступные активы для масштабирования, к примеру, участок земли, запасы сырья или другие ценности.
-
Разработка стратегических решений. Обработайте собранные данные, определите приоритеты и составьте подробный план действий.
В процессе SWOT-анализа маркетологи:
-
определяют, как компания влияет на рынок;
-
выявляют внешние факторы, которые способствуют или препятствуют процветанию бизнеса;
-
предоставляют руководству подробный отчет о сильных и слабых сторонах бренда;
-
разрабатывают рекомендации по дальнейшим действиям.
Чтобы определить, какие проблемы и недоработки замечают ваши клиенты, используйте речевую аналитику MANGO OFFICE. Система помогает выяснять потребности аудитории, а также собирать отзывы о вашей компании. Узнайте, как потенциальные покупатели реагируют на скрипты и ответы менеджеров.
Когда нужен SWOT-анализ
Технология универсальна, подходит для любых отраслей и форматов бизнеса.
SWOT-анализ актуален, если вы хотите решить следующие задачи:
-
разработать стратегию продаж и продвижения бренда, на фоне борьбы с конкурентами;
-
«безболезненно» внедрить новые товары, услуги или концепцию;
-
выявить уязвимые места и устранить их;
-
определить конкурентные преимущества;
-
собрать информацию для конкурентного анализа или анализа рынка;
-
корректно определить перспективы и цели бизнеса;
-
объективно оценить вероятные угрозы и подстраховаться.
Проводите SWOT-анализ не реже одного раза в год, чтобы вовремя подстраиваться под изменения на рынке, адекватно оценивать ситуацию и актуализировать ассортимент.
Виды SWOT-анализа
Тип исследования подбирают с учетом бизнес-задач. Различают три разновидности SWOT-анализа:
-
Экспресс. Сделайте акцент на преимуществах организации, чтобы сформировать УТП.
-
Сводный. Изучите ключевые показатели бизнеса за прошедший период. Оцените каждый параметр в баллах.
-
Комбинированный. Сочетает черты сводного и экспресс-анализа.
По информативности экспресс-анализ уступает сводному, но при этом он не такой трудоемкий. Комбинированная модель занимает больше времени, но более информативна.
Преимущества и недостатки SWOT-анализа
Технология имеет следующие преимущества:
-
Универсальность. Метод востребован в градостроительстве, управлении персоналом, сфере обслуживания, образовании, медицине, политологии.
-
Наглядность. Формат матрицы дает четкое представление о сильных/слабых сторонах, рисках, возможностях.
-
Выявление уникальных преимуществ. Так вы сможете предложить клиенту более интересный и выгодный продукт, чем у конкурентов.
-
Простота. Для выполнения анализа достаточно ориентироваться в специфике деятельности компании.
-
Разносторонность. Комплексное исследование ситуации позволяет оценить разные аспекты бизнеса.
Минусы анализа SWOT:
-
Отсутствие четкой аналитики. Информация в результате обобщенная, без конкретных показателей.
-
Статичность. Анализ описывает ситуацию в текущий момент. Через какое-то время его результаты могут оказаться неактуальными.
-
Затраты. Для качественного сбора информации предпочтительнее привлекать профессионалов: маркетологов, финансистов, логистов. Это потребует дополнительных расходов.
План проведения анализа
Исследование состоит из трех этапов.
Составление матрицы решений
Определитесь с целью исследования. Это сузит область анализа — он станет более конкретным. Подумайте, каких специалистов привлечь к работе: в IT-сфере не обойтись без web-аналитика, в производственной отрасли — без технолога, в образовательной — без методиста.
Заполните матрицу. Ниже представлен пример исследования для автошколы.
Внутренние и внешние факторы
Если в компании наблюдается отток квалифицированных сотрудников, подумайте, как улучшить условия труда, разработайте программы материальной и нематериальной мотивации. Все это внутренние факторы — на них можно влиять.
В то время как изменения законодательства, ситуации на рынке, политической обстановки — внешние, и под них необходимо уметь подстраиваться.
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Компетенции: умения, способности, опыт |
Микро- и макроклимат, социальная и политическая обстановка |
Набор предлагаемых продуктов, организация продаж |
Регулирование цен |
Различия между функциональностью продукции компании и конкурентов |
Отраслевые стандарты, которых приходится придерживаться |
Уникальные преимущества |
Специфика поставки сырья, компонентов |
Патенты, товарные знаки |
Тренды, инновационные технологии, новшества |
Локация, ценовая политика, свойства продуктов |
Поведенческие факторы (реакция клиентов) |
Основные активы: недвижимое и движимое имущество, интеллектуальная собственность, уникальные разработки, финансовые активы |
|
Репутация: отзывы, награды, позиционирование на рынке |
|
Маркетинг: условия предоставления услуг (поставки товаров) |
|
Сервис и менеджмент |
|
Ликвидность, рентабельность |
|
Система ценностей |
|
Корпоративная культура |
|
Проведение перекрестной оценки
Определите, насколько важен каждый фактор. Используйте пятибалльную шкалу, где высшая степень значимости — 5 баллов, низшая — 1 балл. Вы поймете, насколько велики риски и каковы перспективы компании.
В нашем примере с автошколой мы получили таблицу:
Расчет производится следующим образом: суммируем баллы в строке. В итоге получаем таблицу:
Оценка
Составьте карту проблемного поля — группируйте различные факторы с учетом угроз и возможностей. Составьте список мер, которые доступны для реализации. Для каждой группы укажите комбинацию цифр. Данные берем из таблицы выше, ниже представлен фрагмент анализа.
Завершающий этап исследования — эксперты оценивают глубину проблем. Такую работу лучше доверить топ-менеджерам компании. Оценку рассчитывают путем суммирования комбинаций цифр по каждому элементу SWOT.
Как использовать результаты
В упрощенной методике анализируют только наиболее важные параметры. Данные распределите по группам:
-
Сильные стороны/возможности. Какие активы доступны для улучшения ситуации, как их использовать, что это даст;
-
Слабые стороны/возможности. Как устранить недостатки или же превратить в преимущества и нейтрализовать их негативное влияние.
-
Слабые стороны/сильные стороны/угрозы. Подготовка защитной стратегии, которая поможет противостоять внешним факторам — например, санкциям, уменьшению спроса, увеличению налоговых выплат и прочим.
При разработке стратегии применяйте SWOT-анализ следующим образом:
-
Попарно сопоставьте сильные стороны и возможности для составления прогноза. В нашем примере можно объединить компетентность персонала и актуализацию программ. Вывод — следует повышать квалификацию автоинструкторов, разрабатывать уникальные методики преподавания.
-
Расставьте пары в порядке их значимости. В нашем варианте: удержание клиентов — добавление новых вариантов обучения. Тарифная политика в обучении вождению для конкретной автошколы не столь критична — клиенты готовы платить и даже ожидать своей очереди.
-
Рассмотрите ключевые характеристики: рентабельность, увеличение охвата, повышение репутации. Проведите расчеты, соотнесите их с прогнозируемым увеличением прибыли.
-
Создайте дорожную карту. Разработайте четкий план действий, который будет содержать цели на следующий отчетный период (квартал, полугодие или год), долгосрочные перспективы, возможные препятствия.
Что важно запомнить
-
SWOT-матрица — инструмент аналитики для оценки конкурентоспособности и перспектив развития бизнеса.
-
SWOT содержит четыре пункта: сильные, слабые стороны, возможности, угрозы.
-
Анализ универсален и подойдет для любого формата и направления бизнеса.
-
Различают три типа SWOT-исследований: экспресс (простой), сводный (усложненный вариант), гибридный.
-
Точность и информативность исследования зависит от экспертности специалистов, которые его проводят.