Чтобы увеличить продажи, бизнес воздействует на покупателей с помощью методов стимулирования сбыта. Разбираем в статье виды, плюсы и минусы стимулирования продаж, а также способы оценки.
Что такое стимулирование продаж и когда его применяют
Иногда компании необходимо быстро продать товар или переманить покупателей у конкурента. Чтобы добиться этих целей, компания должна простимулировать покупателей на дополнительные покупки в нужное время.
Мероприятия, которые бизнес проводит для краткосрочного увеличения продаж, называются стимулированием сбыта. Компания предлагает клиентам получить финансовую или иную выгоду и тем самым влияет на принятие решений потребителем. Для усиления воздействия продавец ограничивает предложение по времени.
Стимулируя сбыт, бизнес хочет достигнуть главной цели — увеличения продаж, но заодно выполняет одну или несколько дополнительных задач:
-
отстроиться от конкурентов;
-
привлечь новых покупателей;
-
повысить лояльность постоянных клиентов;
-
создать спрос на выбранную категорию товаров: новый продукт, остатки прошлогодних коллекций, истекающие сроки годности и т.д.
Отличия стимулирования продаж от рекламы и PR
Стимулирование сбыта и реклама — это различные элементы маркетинговых коммуникаций, которые дополняют друг друга.
Стимулирование сбыта |
Реклама |
Результат: больше денег (увеличение продаж, товарооборота). |
Результат: лучше коммуникации (узнаваемость бренда, формирование спроса на товар) |
Увеличивает число покупателей на короткое время. |
Влияет на предпочтения покупателей в долгосрочной перспективе. |
При этом и стимулирование сбыта, и реклама строят коммуникацию вокруг товара, в отличие от PR, который связывает саму компанию и общество. Бизнес использует PR не для увеличения продаж, а для выстраивания доверительных отношений и положительного образа компании. Это работа на перспективу, а эффект от мероприятий по стимулированию сбыта существует очень недолго.
Ангарский комбинат выстроил маркетинговую кампанию на популярности конкурентов: фирма выпустила стиральный порошок в упаковке с надписью «Обычный порошок». Это отсылка к телевизионной рекламе, в которой стиральный порошок Ariel сравнивают с неназванным «обычным порошком». Такой ход повлиял на узнаваемость бренда, и объемы продаж выросли.
Кадр из телевизионной рекламы Procter & Gamble и продукция Невской косметики «Обычный порошок».
Виды стимулирования сбыта среди покупателей
Чтобы подтолкнуть клиента к совершению покупки, компания выбирает метод стимулирования продаж, который поможет достичь нужной цели. Например, булочная продает вчерашний хлеб со скидкой 50%, а билетный сервис объявляет розыгрыш билетов на концерт.
Скидка. Разнообразие вариантов делает этот инструмент универсальным: скидки могут быть фиксированные, накопительные, для участников программ лояльности, на следующий заказ и т.д.
Покупатель охотнее купит одежду из прошлогодней коллекции или продукцию с истекающим сроком годности, если цена будет снижена.
Скидка на десерт в «Додо Пицца» заставляет задуматься, не купить ли к кофе что-то вкусное.
Подарок за покупку. Магазины косметики и кофейни дают бесплатный товар, если выполнить условия акции.
Кофейня BAGGINS COFFEE предлагает покупателям каждую седьмую чашку кофе в подарок.
BOGO (Buy One Get One) или всем знакомая акция «два по цене одного». Продавец предлагает купить не один товар, а несколько сразу, при этом цена за единицу товара будет ниже.
Магазин бытовой техники «Эльдорадо» предлагает при покупке набора посуды конкретного бренда получить второй набор бесплатно.
Промокоды и купоны. Многие магазины и службы доставки используют промокод на первый заказ,чтобы привлечь новых клиентов.
«Лента»использует одновременно несколько методов стимулирования: купоны на скидки в октябре 2023 года.
Бесплатная доставка. Первый заказ с бесплатной доставкой часто используется для привлечения новых покупателей. Магазин с платной доставкой может сделать сезонную акцию, отменить плату за доставку перед праздником, чтобы приобрести конкурентное преимущество в горячую пору.
Акция с бесплатной доставкой также помогает сократить количество незавершенных заказов. Если человек выбрал товар, но бросил покупку на этапе оформления из-за высокой стоимости доставки, то предложение о скидке на доставку может простимулировать его вернуться в магазин и довести покупку до конца.
Иногда службы доставки используют ступенчатую систему: в зависимости от величины покупки доставка обойдется в разную сумму.
Розыгрыши, конкурсы, лотереи. Если компания хочет увеличить охваты, она проводит розыгрыш с условием репоста. Розыгрыш может проходить среди участников группы, владельцев карт или при покупке продукта.
Пакетные предложения. Этот метод применяется, если цель — увеличить средний чек. Вместо одного нужного продукта, покупатель приобретает дополнительный товар. Например, продавец продает телефон и может предложить купить гарнитуру или чехол со скидкой.
В сети ресторанов «Евразия» действует пакетное предложение на кофе и десерт по фиксированной цене.
Flash sale — распродажа с большими скидками в течение ограниченного промежутка времени (от нескольких часов до нескольких дней). Примеры такой распродажи — «Черная пятница» и «Киберпонедельник». Рядом с объявлением о распродаже помещают таймер обратного отсчета времени, оставшегося до начала или конца распродажи. Это стимулирует людей быстрее принимать решение о покупке.
Гипермаркет «Лента» предлагает скидку, ограниченную несколькими днями на категорию товаров. Покупатель видит время, оставшееся у него для принятия решения о покупке.
Возможность бесплатно попробовать продукт. Производитель косметики дарит клиентам пробники вместе с покупкой. Бесплатную дегустацию продуктов питания часто используют в супермаркетах для привлечения внимания покупателя к конкретному бренду, представленному на полках магазина.
Электронная библиотека «Литрес» предоставляет бесплатный период использования для новых клиентов.
Кэшбэк. Разновидность бонусной программы, когда покупатель получает скидку после покупки. Кэшбэк может возвращаться в виде денежных средств, бонусов или баллов в личный кабинет покупателя. В последнем случае компания дополнительно подталкивает клиента к совершению повторной покупки.
Спортмастер начисляет кэшбэк в виде бонусов. Потратить бонусы можно только в магазинах сети.
Предложение сервиса. Яркий пример такого стимулирования сбыта — сервисы доставки, которые подчеркивают выгоду покупателя в виде экономии времени, которое человек тратит не на поход в магазин, а на более важные дела.
Компания может предложить бесплатные дополнительные услуги: бесплатный монтаж, замену комплектующих, гарантийное обслуживание, техническую поддержку, оформление рассрочки или кредита. Забота о покупателе поддерживает положительный образ продавца.
Методы стимулирования продаж применяются как самостоятельно, так и совместно друг с другом. Эффективность метода повышается, если добавить к нему ограничение по времени. Такой подход создает у покупателей ощущение срочности и усиливает страх упустить выгоду.
Для справки: FOMO (fear of missing out) — синдром упущенной выгоды. Человек ощущает страх или тревогу по поводу того, что он упускает нечто выгодное, интересное и приятное. Это беспокойство побуждает его действовать быстрее, чем в обычной ситуации.
Всем известный пример этого синдрома описан в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Когда главный герой красит забор, окружающие мальчики начинают просить уступить очередь, так как Том мастерски придает ценность этому изначально непопулярному занятию.
Плюсы и минусы стимулирования сбыта
Преимущества стимулирования продаж:
-
высокая эффективность;
-
большой арсенал методов стимулирования;
-
создание конкурентных преимуществ;
-
увеличение количества повторных покупок и др.
Как и любой маркетинговый инструмент, стимулирование имеет ограничения.
Краткосрочность. Если скидка на товар действует долго, покупатели привыкают и перестают реагировать, а затем и вовсе начинают подозревать обман. Яркий пример — ювелирные магазины Sunlight. В итоге постоянное заявление о 80 % скидках и ликвидации стало работать против компании.
Сложность в оценке эффективности. Компании проводят одновременно несколько маркетинговых кампаний, поэтому результат от мероприятий по стимулированию сбыта бывает трудно вычислить.
Снижение интереса покупателей к товарам и услугам по обычным ценам. Если продавец злоупотребляет скидками и акциями, потребители привыкают покупать товары по сниженной цене и уже не хотят приобретать по обычной. Например, супермаркеты так часто продают детские подгузники с большими скидками, что редко появляющаяся полная цена выглядит как завышенная.
Организуйте прибыльную и надежную систему работы с клиентами для колл-центров и отделов продаж с помощью Контакт-центра MANGO OFFICE. Технология включает множество инструментов: единое окно для всех заявок, массовые автоматизированные рассылки, голосовые роботы, гибкие алгоритмы распределения звонков, чат-боты и многое другое. Более 5000 КЦ в России уже используют наше решение и подняли показатели бизнеса до 150%.
Что нужно учесть при разработке кампании по стимулированию продаж
Чем тщательнее продавец проработает кампанию, тем успешнее она будет. Параметры, о которых точно не стоит забывать:
-
Интенсивность стимулирования. Для успеха кампании нужен определенный минимум стимулирования, ниже которого результатов вообще не будет.
-
Продолжительность. Если акция будет слишком короткой, покупатели не успеют воспользоваться или даже узнать о ней. Слишком долгая акция лишит предложение эффекта, толкающего на немедленные действия.
-
Бюджет. Компания выделяет средства под конкретные меры или берет процент от общего маркетингового бюджета и т.д.
-
Условия участия. Например, розыгрыш может проводиться среди всех подписчиков соцсети или среди самых активных.
-
Время проведения. Если запускать рекламную акцию перед праздником, то можно не только стимулировать спрос, но и парализовать работу службы доставки или перегрузить производство.
-
Способы информирования покупателей о кампании. Это повлияет на бюджет компании и на сроки реализации: например, при распространении информации через листовки и флаеры, компании придется потратить время и деньги на разработку макета, печать тиража, работу промоутера.
Как оценить эффективность стимулирования сбыта
Есть три основных метода оценки эффективности кампании:
Сравнения экономических показателей.
-
Экономический эффект стимулирования
-
Рентабельность стимулирования.
-
Дополнительный товарооборот (ТО)
Также можно сравнивать количество покупателей, средний чек и другие финансовые показатели.
Опрос покупателей. Этот метод покажет, запомнилась ли кампания, многие ли воспользовались предложенными выгодами, изменилось ли отношение к компании и т.д.
Эксперимент. Например, акционное предложение направляют только половине целевой аудитории. После чего сравниваются показатели обеих половин.
Конверсию продаж, как и другие маркетинговые и финансовые показатели, удобнее всего смотреть в сервисах аналитики. В системе сквозной аналитики MANGO OFFICE вы сможете получать автоматические отчеты по всем важным метрикам в одном окне и проследить, как клиенты проходят воронку продаж.
Выводы о стимулировании продаж
-
Мероприятия, которые бизнес проводит для краткосрочного увеличения продаж, называются стимулированием сбыта. Покупатели хотят получить выгоду, поэтому совершают покупки быстрее или больше.
-
В отличие от рекламы, стимулирование сбыта действует короткий промежуток времени. Это усиливает эффект срочности для покупателей.
-
Из методов стимулирования компания выбирает наиболее подходящий под ее задачи: скидки, розыгрыши, кэшбэк, бонусы, промокоды и т.д.
-
Стимулирование сбыта имеет как достоинства, так и ограничения, поэтому эффективность рекламной кампании зависит от степени проработки программы. Если правильно учесть все параметры, недостатки этого метода компенсируются преимуществами.