Бриф

46 204
Оглавление

Бриф — это список вопросов, который помогает исполнителю лучше понять заказчика, его видение проекта и обеспечить ожидаемый результат сотрудничества. Обычно в документе прописывают особенности продукта и ЦА компании, пожелания, дедлайн и размер бюджета. Документ используют дизайнеры, интернет-маркетологи, редакторы и копирайтеры, SMM- и SEO-специалисты, иллюстраторы. Рассказываем, что такое бриф, как подготовить и провести брифование, а также как избежать ошибок.

Кому и зачем нужен бриф

Клиенту. Некоторые заказчики отказываются заполнять анкеты, не желая тратить на это время. А зря. Заполнение брифа нужно для того, чтобы исполнитель четко понимал, какие заказчик предъявляет требования к его работе и что хочет получить на выходе. Чем более развернуто клиент ответит на вопросы — сообщит о характеристиках и особенностях продукта, озвучит пожелания или даже прикрепит референсы — тем выше будет результат работы исполнителя — качество продукта устроит заказчика полностью и сразу. Замечания если и будут, то в минимальном количестве.

Исполнителю. Часто вопросы по проекту обсуждаются в мессенджерах или по электронной почте. Это неудобно, поскольку иногда ответ приходится ждать несколько часов, а то и дней, искать сообщение среди большого количества активных чатов или цепочек писем. 

Создание брифа позволяет сэкономить время на многочисленных уточнениях и получить нужный объем информации сразу в одном файле, к которому можно вернуться в любой момент. Более того, он защищает исполнителя от конфликтных ситуаций и необоснованных доработок. В случае поступления претензии от заказчика он может сослаться на документ: вот об этом вы просили еще до начала работы — я так и сделал.

Брифы используют в разных сферах. Например, маркетологам он позволяет понять позиционирование компании клиента, определить его ЦА и найти эффективные способы коммуникации с потенциальными потребителями. Строители просят заказчика заполнить бриф, чтобы держать перед глазами его пожелания, заранее подобрать необходимую технику и инструменты для работы.

Чем отличается от ТЗ

В отличие от разработки технического задания составлением брифа иногда занимаются еще до подписания договора о сотрудничестве. При этом он содержит более подробную информацию, чем ТЗ.

В ТЗ прописывают этапы работы над проектом, требования к продукту, роли и задачи для всех участников команды. Его формируют под определенный участок или этап работы. Например, написать текст на главную страницу сайта в рамках комплексных работ по SEO.

Основные виды

Выделяют следующие виды брифов:

  • Анкетный. Содержит общие сведения о заказчике, вопросы о целях и задачах компании.

  • Экспертный. Включает в себя детальное описание продукта или бизнеса, содержит технические характеристики, профессиональную терминологию.

  • Обобщенный. Универсальный бриф с набором стандартных вопросов, который подходит для разных клиентов.

  • Индивидуальный. Анкета, которую составляют под задачи конкретного заказчика.

  • Рекламный. Содержит перечень вопросов для разработки, настройки и запуска рекламной кампании.

Из чего состоит структура брифа

Единого шаблона для создания брифа нет, но есть обязательные разделы, которые должны быть в любом документе. Их шесть:

  1. Предисловие. Объясните, почему важно заполнить бриф. Например: «Это позволит оценить масштабы проекта, рассчитать стоимость и спрогнозировать срок выполнения задачи». Здесь же попросите клиента приложить к анкете дополнительные материалы: фотографии, ссылки, референсы, имеющиеся наработки.

  2. Информация о компании. Попросите клиента указать корректное название, добавить логотип, контакты, перечислить продукты, кратко описать сферу деятельности, сообщить об основных конкурентах.

Пример брифа для веб-дизайнера: второй блок вопрос посвящен компании. Заказчик должен объяснить, почему она называется именно так, за что ЦА ценит ее продукт, какие эмоции она у них вызывает.

  1. Описание продукта. Сюда вносят как можно более полную информацию о товарах и/или услугах компании: сценариях использования, ценовой политике, конкурентных преимуществах.

  2. Целевая аудитория. Попросите заказчика при заполнении брифа рассказать о том, каким он видит потенциального покупателя: его пол, возраст, семейное и социальное положение, увлечения, боли. Если есть составленный портрет ЦА и иные результаты аналитики, можно их приложить.

В брифе для дизайнера интерьера под ЦА подразумевается семья, которая живет в квартире/доме. Их вкусы и увлечения влияют на выбор концепции, цветовой гаммы, мебели.

  1. Общие вопросы. Вид, объем и структура работы? Сколько нужно написать текста, нарисовать иллюстраций, разработать страниц сайта? Есть ли примеры конкурентов, которые нравятся: дизайн и юзабилити сайта, содержание блога, оформление розничной упаковки и прочее?

  2. Цели и задачи. Здесь клиент указывает, какого именно результата он хочет добиться. Например, увеличить конверсию на столько-то % или наполнить книгу 10 иллюстрациями в стиле аниме.

В примере брифа для таргетолога есть отдельный раздел с целями запуска рекламы. Заказчику достаточно отметить галочкой нужные пункты, чтобы специалист знал, чего именно ждут от его работы, смог создать подходящий макет и запустить кампанию.

Бриф можно и нужно дополнять другими блоками и вопросами. Например, копирайтер уточнит tone of voice для текстов, веб-дизайнер запросит шрифты и цвета, которые входят в фирменный стиль.

Как оформить бриф

Текстовый файл. Создайте документ в Word или Google Docs в виде таблицы, объедините в вопросы в смысловые блоки и оставьте поля для ответов — места должно быть достаточно. Это популярный, но весьма неудобный вариант, поскольку, чтобы заполнить бриф, нужно скачать документ, заполнить, сохранить изменения и отправить.

Google Forms. Это облачный сервис для опросов. Его используют для создания разветвленных брифов с большим количеством вопросов. Готовые ответы автоматически попадают в гугл-таблицы. 

Форма на сайте. Создайте отдельную страницу и вставьте форму. Для этого скопируйте HTML-код из Google Forms или используйте специальные платные или бесплатные плагины. Например, Gravity Forms, Formidable Forms, Breezing Forms.

Типичные ошибки

Исполнители, которые раньше никогда не использовали в работе брифы, допускают одни и те же ошибки.

Отсутствие логики в вопросах

Структурируйте документ и разделите его на смысловые блоки, чтобы клиент постепенно переходил от одного вопроса к другому. Не перегружайте бриф уточнениями, не просите дать информацию, которая вряд ли пригодится вам для работы.

Создание чересчур краткого брифа

Это проблема противоположная первой. Часто новички боятся быть навязчивыми и стараются сделать бриф максимально коротким. Они получают недостаточный объем информации, а затем вынуждены не раз обращаться к заказчику с уточняющими вопросами.

Использование сложных для понимания формулировок

Помните: термины подходят для экспертных брифов. В остальных случаях старайтесь использовать простые и понятные формулировки — так вам не придется отвечать на встречные вопросы.

Отсутствие обратной связи после заполнения брифа

Внимательно прочитайте заполненный бриф, при необходимости задайте уточняющие вопросы, а затем предоставьте клиенту примерный план работ. Обязательно обговорите сроки и бюджет, уточните объем бесплатных доработок.

Что важно запомнить

  • Создание брифа — подготовительный этап работы над проектом. Исполнитель составляет перечень вопросов, которые помогут разобраться в деталях работы и понять предпочтения клиента. Заполнить бриф — задача заказчика.

  • Бриф состоит из нескольких блоков вопросов, которые помогают понять пожелания клиента, оценить масштабы проекта, сроки и бюджет.

  • Грамотно составленный и подробно заполненный бриф позволяет сэкономить время и улучшить взаимопонимание заказчика и исполнителя, правильно распределить ресурсы, предотвратить конфликтные ситуации.

  • Бриф для клиента составляют раньше ТЗ и включают в него не только технические, но и организационные вопросы: кто и за что отвечает, когда сдать проект, как оценивают результат?

  • Есть пять распространенных видов брифов: анкетный, экспертный, общий, индивидуальный и рекламный.

  • Бриф составляют в свободной форме, поскольку единого шаблона нет. Стандартная структура включает информацию о компании, описание продукта и ЦА, цели и задачи заказчика, общие вопросы.

  • Готовый бриф можно оформить в виде Word или Google Docs, в облачном сервисе Google Forms или в виде специальной формы на сайте исполнителя.

Актуальное

256
AHT (Average Handling Time)
AHT (Average Handling Time) отражает среднее время, которое требуется оператору для обработки одного обращения клиента.
253
Customer Value Management
CVM переводится как управление потребительской ценностью. Customer Value Management - это не просто как продать больше, но как создать долгосрочные отношения с клиентами, основанные на их потребностях и ожиданиях.
265
Call Abandonment Rate
Простым языком: это «показатель отказа», когда клиент бросает трубку не дождавшись ответа. Call Abandonment Rate — показывает долю звонков, во время которых позвонивший клиент положил трубку, не дождавшись ответа специалиста.
731
FRT (First Response Time)
FRT — время прошедшее с момента получения запроса до момента, когда был дан первый ответ, важный индикатор качества обслуживания клиентов и эффективности работы команд колл центров и контакт центров.
903
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
1 211
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки