ESG

7 537
Оглавление

«СберПро Медиа» провели опрос 2 300 человек: только 5% респондентов знают, что такое ESG, и 24% хоть раз слышали об этом термине. Рассказываем, в чем суть концепции ESG, чем стратегия полезна бизнесу, как внедрить проект в организации. 

Что такое ESG

ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) — это факторы управления организацией, которые подразумевают ее участие в решении глобальных экологических, социальных и управленческих проблем.

ESG базируется на принципах устойчивого развития. Их сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в 2004 году. Он предложил исполнительным директорам известных компаний подключиться к обращению “Who Cares Wins” («Неравнодушный побеждает»). Концепция стала общемировой практикой, а соблюдение ее принципов — главным показателем социальной ответственности организации. 

ESG связывают с понятием КСО — корпоративной социальной ответственностью. Концепции похожи между собой по смыслу, но отличаются уровнем управления и кредитными возможностями. 

Решения по вопросам ESG обычно принимают топ-менеджеры, так как они могут влиять на инвестиционную политику компании и ее общую стратегию. В свою очередь концепцию КСО можно реализовывать на всех уровнях. Также, когда бизнес следует ESG и может подтвердить это независимыми оценками, он становится более привлекательным заемщиком для банков. 

Основные принципы

ESG определяют деятельность компании в трех направлениях устойчивого развития: экономическом, социальном и несущем ответственность за окружающую среду. 

Вот как расшифровывают аббревиатуру ESG:

  • E (Environmental) — экологические критерии. С их помощью контролируют вредные выбросы, загрязнение природы, расходование природных ресурсов, возмещение ущерба за урон экологии. 

  • S (Social) — социальные критерии для отслеживания отношения к сотрудникам, потребителям, клиентам и поставщикам. Также в них входят следующие параметры: внимательность к физическому и ментальному здоровью работников, безопасный труд, соблюдение прав и возможности для профессионального роста. 

  • G (Governance) — управленческие критерии. К ним относят анализ эффективности труда руководителей, обеспечение прозрачности отчетов, антикоррупционный контроль, регулирование отношений с акционерами.


ESG основывается на 17 целях устойчивого развития ООН:

  • ликвидация бедности;

  • обеспечение здоровья и благополучия населения;

  • ликвидация голода;

  • снабжение чистой водой и санитарией;

  • возможности достойной работы и экономического развития;

  • обеспечение равенства полов;

  • снабжение недорогой и надежной электроэнергией;

  • создание прочной инфраструктуры, проведение индустриализации и создание инноваций;

  • обеспечение качественного образования;

  • сокращение неравенства стран;

  • обеспечение безопасности и устойчивости городов;

  • контроль за ответственным производством и потреблением;

  • принятие мер против изменений климата;

  • сохранение морей и морских экосистем;

  • поддержание экосистем суши;

  • обеспечение мира и правосудия;

  • укрепление глобального партнерства для достижения устойчивого развития. 

Зачем бизнесу ESG

Следование принципам ESG — это этично и экономически целесообразно. Все потому, что социальная ответственность компании повышает привлекательность организации в глазах потенциальных инвесторов, удерживает сотрудников на рабочих местах и обеспечивает более стабильное развитие.

Также соблюдение ESG может служить PR-инструментом и основой для коммуникационной стратегии. Эти принципы соответствуют новым ожиданиям и ценностям клиентов и сотрудников.

Нужно ли российской компании внедрять ESG

Практика внедрения уже прижилась в других странах и только недавно дошла до России. В 2021 году независимое рейтинговое агентство Raex-Europe представило ESG-рейтинг российских компаний. Туда вошли такие крупные организации, как МТС, Сбер, РЖД и Росатом. 

ESG может стать эффективным PR-инструментом для компании, которая раньше других в своем секторе внедрит стандарты. Осознанная деятельность не только обеспечит внимание СМИ, потенциальных инвесторов и рейтинговых агентств, но и позволит повысить привлекательность организации как работодателя. Своим примером организация может задать тренд и побудить конкурентов задуматься о внедрении стандартов устойчивого развития. 

Уже сейчас предусмотрены сервисы, которые помогают бизнесу использовать ESG в своей работе. Например, Сбер предлагает пройти бесплатный тест на основе искусственного интеллекта для оценки компании с точки зрения заботы об экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. 


Как внедрить ESG в компании 

Внедрение принципов ESG важно проводить последовательно. Нет смысла пытаться разом перестроить всю структуру организации на рельсы устойчивого развития — скорее всего, на это не хватит ни сил, ни сотрудников, ни бюджетов. Рассмотрим поэтапный переход на ESG.

Определение ключевых задач

Первым делом бизнес определяет, в каких направлениях внедрять ESG, и ставит для этого конкретные задачи — например перерабатывать большую часть отходов или сократить потребление электроэнергии. 

Выявление рисков и возможностей

Далее бизнес анализирует цели на предмет того, насколько их достижение возможно в обозримом будущем. После этого задачи корректируют с учетом объективной оценки, при необходимости пересматривают. Также выбирают инструменты для предотвращения рисков. 

Рассмотрение возможных вариантов стратегии

После определения и оценки целей разрабатывают несколько типов стратегии. В них описывают мероприятия, которые будут проводить для решения задачи, возможные проблемы и пути их решения. 

Выбор и реализация стратегии 

После анализа нескольких стратегий выбирают оптимальную и начинают ключевой этап — реализацию. В этот момент сотрудников знакомят с идеей и интегрируют ESG-повестку. 

Внешняя и внутренняя оценка

После начала внедрения компания отслеживает соответствие принципам ESG через собственные внутренние проверки и оценку независимых организаций. 

Как работает рейтинг

Соответствие стандартам ESG оценивают рейтинговые агентства — Bloomberg, Sustainalytics, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital и другие. Они проверяют деятельность организации по выделенным критериям и присуждают баллы по шкале от 1 до 100. Раньше компания Raex-Europe составляла рейтинг российских компаний, но сейчас этим не занимается ни одна иностранная организация. 

Чтобы получить оценку российской компании, обратитесь в местные рейтинговые агентства и закажите проверку на соответствие ESG. Для этого подпишите договор и предоставьте необходимые данные. 

Риски для компании

Когда бизнес решает следовать принципам ESG, он берет на себя ответственность за их несоблюдение. Если в будущем компания отойдет от концепции, она рискует столкнуться с репутационными проблемами и оттолкнуть клиентов, партнеров и инвесторов. 

Не следовать ESG — в таком случае бизнес становится менее конкурентоспособным, с трудом привлекает инвестиции и ощущает давление со стороны других участников рынка.

Коротко о главном

  • ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) — это принципы управления организацией, которые подразумевают ее участие в решении глобальных экологических, социальных и управленческих проблем.

  • ESG-факторы определяют деятельность компании в трех направлениях устойчивого развития — это экономическое развитие, социальный прогресс, ответственность за окружающую среду. 

  • Чтобы внедрить ESG в компании, определите ключевые задачи, продумайте риски и возможности, рассмотрите варианты стратегий, выберите оптимальный вариант и приступите к его реализации. После внедрения регулярно отслеживайте достижение целей. 

Последние

1
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
419
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
9 907
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 242
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 182
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры
11 017
Push-уведомления
Что такое пуш-уведомления и зачем они нужны бизнесу. Виды, плюсы и минусы. Чем отличаются от SMS и оповещений в соцсетях и мессенджерах. Как работают push-сообщения и как увеличить их эффективность