ESG

8 379
Оглавление

«СберПро Медиа» провели опрос 2 300 человек: только 5% респондентов знают, что такое ESG, и 24% хоть раз слышали об этом термине. Рассказываем, в чем суть концепции ESG, чем стратегия полезна бизнесу, как внедрить проект в организации. 

Что такое ESG

ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) — это факторы управления организацией, которые подразумевают ее участие в решении глобальных экологических, социальных и управленческих проблем.

ESG базируется на принципах устойчивого развития. Их сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в 2004 году. Он предложил исполнительным директорам известных компаний подключиться к обращению “Who Cares Wins” («Неравнодушный побеждает»). Концепция стала общемировой практикой, а соблюдение ее принципов — главным показателем социальной ответственности организации. 

ESG связывают с понятием КСО — корпоративной социальной ответственностью. Концепции похожи между собой по смыслу, но отличаются уровнем управления и кредитными возможностями. 

Решения по вопросам ESG обычно принимают топ-менеджеры, так как они могут влиять на инвестиционную политику компании и ее общую стратегию. В свою очередь концепцию КСО можно реализовывать на всех уровнях. Также, когда бизнес следует ESG и может подтвердить это независимыми оценками, он становится более привлекательным заемщиком для банков. 

Основные принципы

ESG определяют деятельность компании в трех направлениях устойчивого развития: экономическом, социальном и несущем ответственность за окружающую среду. 

Вот как расшифровывают аббревиатуру ESG:

  • E (Environmental) — экологические критерии. С их помощью контролируют вредные выбросы, загрязнение природы, расходование природных ресурсов, возмещение ущерба за урон экологии. 

  • S (Social) — социальные критерии для отслеживания отношения к сотрудникам, потребителям, клиентам и поставщикам. Также в них входят следующие параметры: внимательность к физическому и ментальному здоровью работников, безопасный труд, соблюдение прав и возможности для профессионального роста. 

  • G (Governance) — управленческие критерии. К ним относят анализ эффективности труда руководителей, обеспечение прозрачности отчетов, антикоррупционный контроль, регулирование отношений с акционерами.


ESG основывается на 17 целях устойчивого развития ООН:

  • ликвидация бедности;

  • обеспечение здоровья и благополучия населения;

  • ликвидация голода;

  • снабжение чистой водой и санитарией;

  • возможности достойной работы и экономического развития;

  • обеспечение равенства полов;

  • снабжение недорогой и надежной электроэнергией;

  • создание прочной инфраструктуры, проведение индустриализации и создание инноваций;

  • обеспечение качественного образования;

  • сокращение неравенства стран;

  • обеспечение безопасности и устойчивости городов;

  • контроль за ответственным производством и потреблением;

  • принятие мер против изменений климата;

  • сохранение морей и морских экосистем;

  • поддержание экосистем суши;

  • обеспечение мира и правосудия;

  • укрепление глобального партнерства для достижения устойчивого развития. 

Зачем бизнесу ESG

Следование принципам ESG — это этично и экономически целесообразно. Все потому, что социальная ответственность компании повышает привлекательность организации в глазах потенциальных инвесторов, удерживает сотрудников на рабочих местах и обеспечивает более стабильное развитие.

Также соблюдение ESG может служить PR-инструментом и основой для коммуникационной стратегии. Эти принципы соответствуют новым ожиданиям и ценностям клиентов и сотрудников.

Нужно ли российской компании внедрять ESG

Практика внедрения уже прижилась в других странах и только недавно дошла до России. В 2021 году независимое рейтинговое агентство Raex-Europe представило ESG-рейтинг российских компаний. Туда вошли такие крупные организации, как МТС, Сбер, РЖД и Росатом. 

ESG может стать эффективным PR-инструментом для компании, которая раньше других в своем секторе внедрит стандарты. Осознанная деятельность не только обеспечит внимание СМИ, потенциальных инвесторов и рейтинговых агентств, но и позволит повысить привлекательность организации как работодателя. Своим примером организация может задать тренд и побудить конкурентов задуматься о внедрении стандартов устойчивого развития. 

Уже сейчас предусмотрены сервисы, которые помогают бизнесу использовать ESG в своей работе. Например, Сбер предлагает пройти бесплатный тест на основе искусственного интеллекта для оценки компании с точки зрения заботы об экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. 


Как внедрить ESG в компании 

Внедрение принципов ESG важно проводить последовательно. Нет смысла пытаться разом перестроить всю структуру организации на рельсы устойчивого развития — скорее всего, на это не хватит ни сил, ни сотрудников, ни бюджетов. Рассмотрим поэтапный переход на ESG.

Определение ключевых задач

Первым делом бизнес определяет, в каких направлениях внедрять ESG, и ставит для этого конкретные задачи — например перерабатывать большую часть отходов или сократить потребление электроэнергии. 

Выявление рисков и возможностей

Далее бизнес анализирует цели на предмет того, насколько их достижение возможно в обозримом будущем. После этого задачи корректируют с учетом объективной оценки, при необходимости пересматривают. Также выбирают инструменты для предотвращения рисков. 

Рассмотрение возможных вариантов стратегии

После определения и оценки целей разрабатывают несколько типов стратегии. В них описывают мероприятия, которые будут проводить для решения задачи, возможные проблемы и пути их решения. 

Выбор и реализация стратегии 

После анализа нескольких стратегий выбирают оптимальную и начинают ключевой этап — реализацию. В этот момент сотрудников знакомят с идеей и интегрируют ESG-повестку. 

Внешняя и внутренняя оценка

После начала внедрения компания отслеживает соответствие принципам ESG через собственные внутренние проверки и оценку независимых организаций. 

Как работает рейтинг

Соответствие стандартам ESG оценивают рейтинговые агентства — Bloomberg, Sustainalytics, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital и другие. Они проверяют деятельность организации по выделенным критериям и присуждают баллы по шкале от 1 до 100. Раньше компания Raex-Europe составляла рейтинг российских компаний, но сейчас этим не занимается ни одна иностранная организация. 

Чтобы получить оценку российской компании, обратитесь в местные рейтинговые агентства и закажите проверку на соответствие ESG. Для этого подпишите договор и предоставьте необходимые данные. 

Риски для компании

Когда бизнес решает следовать принципам ESG, он берет на себя ответственность за их несоблюдение. Если в будущем компания отойдет от концепции, она рискует столкнуться с репутационными проблемами и оттолкнуть клиентов, партнеров и инвесторов. 

Не следовать ESG — в таком случае бизнес становится менее конкурентоспособным, с трудом привлекает инвестиции и ощущает давление со стороны других участников рынка.

Коротко о главном

  • ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) — это принципы управления организацией, которые подразумевают ее участие в решении глобальных экологических, социальных и управленческих проблем.

  • ESG-факторы определяют деятельность компании в трех направлениях устойчивого развития — это экономическое развитие, социальный прогресс, ответственность за окружающую среду. 

  • Чтобы внедрить ESG в компании, определите ключевые задачи, продумайте риски и возможности, рассмотрите варианты стратегий, выберите оптимальный вариант и приступите к его реализации. После внедрения регулярно отслеживайте достижение целей. 

Актуальное

259
AHT (Average Handling Time)
AHT (Average Handling Time) отражает среднее время, которое требуется оператору для обработки одного обращения клиента.
261
Customer Value Management
CVM переводится как управление потребительской ценностью. Customer Value Management - это не просто как продать больше, но как создать долгосрочные отношения с клиентами, основанные на их потребностях и ожиданиях.
270
Call Abandonment Rate
Простым языком: это «показатель отказа», когда клиент бросает трубку не дождавшись ответа. Call Abandonment Rate — показывает долю звонков, во время которых позвонивший клиент положил трубку, не дождавшись ответа специалиста.
731
FRT (First Response Time)
FRT — время прошедшее с момента получения запроса до момента, когда был дан первый ответ, важный индикатор качества обслуживания клиентов и эффективности работы команд колл центров и контакт центров.
905
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
1 213
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки