Факторы спроса

57 307
Оглавление

По какой цене потребители готовы купить товар? Как увеличить объем продаж? Что побуждает клиентов к покупке? Изучите факторы спроса, чтобы найти ответы на подобные вопросы и правильно выстроить стратегию продаж.

Что такое спрос

Спрос — это экономический термин, отражающий стремление и возможности потребителей купить некоторое количество вашего товара по установленной цене за определенный период. 

Определите величину спроса, чтобы:

  1. Планировать закупки сырья для нужд производства.

  2. Рассчитать оптимальную стоимость продукта. Слишком высокая или низкая цена отпугнет покупателей и приведет к уменьшению дохода.

  3. Подготовить склад, стеллажи, организовать работу отдела продаж и других подразделений. Иначе из-за большого притока покупателей начнется путаница.

  4. Разработать маркетинговую стратегию. Когда спрос небольшой, нужно подключать инструменты продвижения, выделить триггеры для рекламы и оптимизировать расходы на нее.

Если вы собираетесь вывести на рынок новый продукт, сначала узнайте, нужен ли он покупателям, и на каких условиях они готовы его приобрести, учитывайте опыт конкурентов и поведение вашей целевой аудитории

Виды спроса

Контролируйте изменения рыночного и индивидуального спроса. Их особенности:

  • Рыночный отражает общую потребность аудитории, ваши конкурентоспособность и потенциал. 

  • Индивидуальный характеризует потребность в конкретном товаре отдельного потенциального покупателя.

На рисунке «а» представлена кривая рыночного спроса, на «б» — индивидуального.

В обоих случаях кривые имеют отрицательный наклон — чем выше стоимость, тем меньше покупателей, но со снижением цены их число увеличивается.

Закон спроса и предложения

Чем ниже цена, тем больше покупателей, которые хотят и могут купить продукт:

  • Увеличьте стоимость, и количество платежеспособных потребителей снизится.

  • Уменьшите стоимость, и образуется очередь.


Это и есть закон спроса. Устанавливайте стоимость с учетом финансового состояния потенциальных покупателей и сезонных трендов.

Спрос напрямую зависит от предложения — готовности и желания продавца производить и продавать свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода. 

Чем дороже стоит продукт, тем выгоднее его продавать. На этом основан закон предложения: увеличение цены способствует повышению объемов товаров, выставленных на продажу. Это работает, когда покупатели готовы платить больше. Но в какой-то момент происходит перенасыщение рынка предложениями, и спрос у отдельных компаний уменьшается.  

Основные факторы, влияющие на спрос

В первую очередь покупателей интересует стоимость. Здесь важны следующие факторы:

  • цена конкретного продукта;

  • цены аналогичных товаров/услуг; 

  • цены сопутствующих (дополнительных) товаров. 


Также покупатель может найти альтернативу. К примеру, вместо скутера купит велосипед из-за резкого увеличения тарифов на топливо.  

Есть факторы, не зависящие от рынка и цен. Итак, неценовые факторы спроса: 

  • доходы потребителей;

  • мода и глобальные тренды;

  • изменение демографических показателей, миграция населения;

  • политические и экономические изменения (кризис, например);

  • сезонность. 


Ценовая эластичность спроса

Это понятие характеризует, в какой степени изменения цены продукта влияют на спрос. Чем он эластичнее, тем более высокую стоимость можно установить. 

Разберем подробнее:

  • Эластичный. В этом случае вступает в силу закон спроса: уменьшение/увеличение цены существенно влияет на стремление покупателей приобрести товар.

  • Неэластичный. Ценовые колебания практически не сказываются на объеме продаж. 

  • Абсолютно эластичный. Потребители покупают продукцию по конкретной цене, и ее изменение приведет к отсутствию покупателей или из них образуется бесконечная очередь. 

  • Абсолютно неэластичный. Повышение или снижение цены не имеет значения, степень востребованности товара остается прежней.


При высокой эластичности спроса выгоднее уменьшить стоимость продукта и увеличить прибыль за счет увеличения оборота. При низкой эластичности подобная тактика бессмысленна — объем продаж останется почти на том же уровне.

Кривая спроса

Закон спроса можно представить графически (как на графиках рыночного и индивидуального видов спроса):

  1. Цены (P — price) отметьте по вертикальной оси.

  2. Количество товара (Q — quantity) — по горизонтальной.

  3. Оцените уровень спроса при разных уровнях стоимости, определите координаты точек, соедините их в линию и получите кривую спроса (D — demand).


Кривая спроса отклоняется при его повышении или снижении в результате множества факторов:

  • Изменение дохода. Увеличение покупательской способности приведет к повышению объемов товара. Уменьшение зарплаты тоже отразится на спросе — кривая сместится влево.

  • Обновление информации о продукте. Потребители узнали о вреде изделия, из-за чего снизили его потребление.

  • Инфляционный прогноз. Получив информацию о повышении стоимости в будущем, покупатели заказывают товар с запасом, впрок.

  • Повысилась стоимость импортной продукции. Это приведет к увеличению спроса на отечественную.


Чтобы оценить влияние неценовых факторов, проанализируйте данные за период, в течение которого стоимость продукта оставалась неизменной.

Что важно запомнить

  • Ценообразование напрямую зависит от спроса. 

  • Спрос определяет предложение. 

  • Ценовая эластичность спроса характеризует, насколько стоимость товара влияет на его востребованность.

  • Чем точнее вы определите факторы, влияющие на спрос, тем проще будет удовлетворить потребности целевой аудитории

  • Отслеживайте изменения показателей рыночного и индивидуального видов спроса.

Актуальное

259
AHT (Average Handling Time)
AHT (Average Handling Time) отражает среднее время, которое требуется оператору для обработки одного обращения клиента.
261
Customer Value Management
CVM переводится как управление потребительской ценностью. Customer Value Management - это не просто как продать больше, но как создать долгосрочные отношения с клиентами, основанные на их потребностях и ожиданиях.
271
Call Abandonment Rate
Простым языком: это «показатель отказа», когда клиент бросает трубку не дождавшись ответа. Call Abandonment Rate — показывает долю звонков, во время которых позвонивший клиент положил трубку, не дождавшись ответа специалиста.
731
FRT (First Response Time)
FRT — время прошедшее с момента получения запроса до момента, когда был дан первый ответ, важный индикатор качества обслуживания клиентов и эффективности работы команд колл центров и контакт центров.
905
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
1 213
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки