Интеллект-карта

7 817
Оглавление

Специалистам из разных сфер часто приходится изучать большие объемы информации. Чтобы структурировать материал, можно использовать интеллект-карту. Еще ее называют ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей или mind map. Рассказываем, что такое mind map и как ее правильно составить.

Что такое интеллект-карта и зачем она нужна

Интеллект-карта — это схема визуального представления информации, которая отражает взаимосвязь между несколькими элементами. Обычно ее используют при мозговом штурме. 

Структура карты внешне напоминает дерево: в центре располагают основную идею, тему или проблему, а от нее разводят ветви — связанные идеи и концепции.

Интеллект-карта пригодится при совместной работе над проектом. С ее помощью можно распределить задачи между членами команды, глубже изучить будущий продукт, детально продумать каждый этап его разработки и выхода на рынок.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • помогает визуально выделить главную информацию;

  • упрощает понимание сложных идей и концепций;

  • позволяет детально проработать все актуальные вопросы и учесть общую картину;

  • стимулирует креативно мыслить и решать проблемы нестандартно.


Недостатки:

  • если карту составляет один человек, другим членам команды будет сложно понять изложенные идеи; 

  • спустя большой промежуток времени ассоциативный ряд может измениться: в итоге автору интеллект-карты будет трудно вспомнить все смысловые связи.

Как составить интеллект-карту

Ментальную карту можно нарисовать самостоятельно маркером на альбомном листе. Но тогда будет трудно исправлять ошибки или менять готовую схему. Удобнее использовать доску или планшет: тогда вы сможете стереть записи или отменить последнее действие. 

Работа над mind map строится из нескольких этапов. Нужно выстроить три уровня логических связей:

  1. В центре листа запишите ключевые категории, которые относятся к главной идее. Дайте им короткие названия из 1–2 слов, при желании прикрепите изображения-ассоциации.

  2. Раскройте содержание указанных категорий, добавьте к ним связанные подтемы и понятия.

  3. Детально распишите информацию последнего уровня.


Трех уровней достаточно, чтобы максимально полно изложить идею. Карту из 4–5 уровней будет сложно воспринимать.

Совет. Чтобы ментальная карта была более запоминающейся и понятной, элементы разных уровней окрашивайте в разные оттенки. 

Программы для создания

Существуют специальные сервисы, которые облегчают работу над картой мыслей. Они содержат готовые шаблоны и предлагают удобные инструменты для составления и корректировки. 

Обычно стандартным набором функций можно пользоваться бесплатно, а вот расширенный функционал открывается после оплаты подписки. Некоторые сервисы предполагают пробный период.

Сделали подборку популярных сервисов, описали их возможности и тарифы.

Xmind

Плюсы. Сервис с интуитивно понятным и логичным интерфейсом. С его помощью вы создадите таблицы по шаблонам под конкретную задачу, выберите фон, формат линий, цвета и формулы. Карту можно сохранить в PNG, PDF, Word, Excel, OPML, Textbundle.

Есть возможность составлять простые ментальные карты в браузере. При желании можно скачать и установить на компьютер программу или приложение. 

Минусы. Нет совместного редактирования в реальном времени, веб-версия сохраняет только в PNG. Десктопная версия отличается ограниченным функционалом: например, вы не сможете добавить изображение или удалить с готовой диаграммы вотермарку.

Стоимость. 59,99 $ в год.

Coggle

Плюсы. Войти в сервис можно через личный кабинет в Google. Если вы до этого не использовали программу, она подскажет, как с ней работать и поможет разобраться в интерфейсе.

Есть бесплатный тариф. С ним вы сможете:

  • создать три ментальные карты;

  • изучить чужие работы;

  • использовать более 1600 пиктограмм для выделения смысловых блоков;

  • просмотреть историю изменений;

  • скачать готовую схему в формате PDF или изображения.

  • экспортировать как .mm или в формате Microsoft Visio.


Минусы. Нужно время, чтобы привыкнуть к интерфейсу. Нет готовых шаблонов, карты придется составлять с нуля. 

Стоимость. От 5–8 $ в месяц и выше. После оплаты подписки вам откроется доступ к неограниченному количеству карт, возможности брендирования диаграмм и работе в команде.

Mindmeister

Плюсы. С помощью сервиса легко составлять воронки продаж, а также ментальные карты и презентации на их основе. Бесплатный тариф предлагает достаточно инструментов для работы. Например, вы сможете:

  • использовать изображения и иконки из специальной библиотеки;

  • экспортировать карту в текстовом формате (но без картинок);

  • обращаться за помощью к технической поддержке по электронной почте;

  • работать над картой вместе с коллегами.


Минусы. Без подписки можно создать не больше трех карт.

Стоимость. 4,99–12,49 $ в месяц.

Mapul

Плюсы. Бесплатно можно создать карту с десятью ответвлениями, выбрать цвета и шрифты, добавить одну картинку, а затем экспортировать готовую схему в формате JPEG.

После оплаты подписки количество карт не ограничено, как и число сотрудников, которые могут вместе работать над картой. Можно добавлять в диаграмму заметки, фоны, рукописные ветви, а также скачивать карты в формате JPEG или SVG.

Минусы. По началу может быть трудно ориентироваться в интерфейсе и наборе инструментов. На бесплатном тарифе доступна только одна карта. 

Стоимость. От 25 до 49 $ за 3–12 месяцев.

Draw.io

Плюсы. Бесплатный сервис предлагает более 100 шаблонов, в которых можно менять фигуры, цвета, фоны, шрифты, стрелки, математические формулы и изображения. 

Есть возможность обмениваться картами в Google Docs, HTML. Готовые файлы можно скачать в популярных форматах или сохранить на Google Диск или OneDrive.

Минусы. Пользователи отмечают, что дизайн довольно скучный для современной программы. Совместная работа над документом недоступна.

Коротко о главном

  • Интеллект-картой называют способ анализировать большой объем данных во время мозгового штурма над проектом.

  • Схема состоит из трех уровней и внешне напоминает дерево: в центре располагается основная идея, а от нее отходят ветви с рассуждениями и гипотезами.

  • Ментальные карты можно составлять самостоятельно на листе A4, доске или планшете. Или воспользоваться специальными приложениями.

Последние

1
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
419
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
9 908
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 243
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 183
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры
11 018
Push-уведомления
Что такое пуш-уведомления и зачем они нужны бизнесу. Виды, плюсы и минусы. Чем отличаются от SMS и оповещений в соцсетях и мессенджерах. Как работают push-сообщения и как увеличить их эффективность