Коллаборация

19 679
Оглавление

Иногда для достижения поставленной цели нужен надежный партнер, в тандеме с которым вы добьетесь лучшего результата и в более короткие сроки. Такое сотрудничество брендов называется коллаборацией. В отличие от классического партнерства такое объединение носит временный характер. 

Рассказываем, что такое коллаборация в маркетинге, как ее организовать и как правильно выбрать партнера.

Что такое коллаборация

Коллаборация — это сотрудничество нескольких людей или организаций, которое позволяет достичь взаимовыгодных результатов. Это может быть не только рекламная кампания, в которой участвуют представители брендов, но и работа над совместным проектом. И все-таки чаще всего под коллаборацией в маркетинге подразумевают именно совместную рекламу: с помощью нее получается привлечь новую аудиторию.

Для чего брендам коллаборации

Бренды объединяются, чтобы решить конкретные задачи. Перед тем, как искать подходящего партнера, важно определить цель сотрудничества. Например:

  • Привлечь внимание. Допустим, вы продаете елочные игрушки ручной работы. Это сезонный товар: покупатели интересуются им лишь за пару месяцев до Нового года. Чтобы люди узнали о вашем предложении в преддверии сезона, разумно провести коллаборацию с брендом, реализующим сопутствующие товары повседневного спроса — например, производителем кондитерских изделий.

  • Увеличить число подписчиков в социальных сетях. Для этого проводятся коллаборации с лидерами мнений, известными актерами, музыкантами, спортсменами. Селебрити с хорошей репутацией располагают кредитом доверия и повышают лояльность к продуктам, о которых рассказывает.

  • Увеличить прибыль. Сотрудничая с другим брендом, вы обращаетесь к аудитории, которая могла ранее и не знать о вашем предложении. Иногда так удается найти клиентов, не предусмотренных вашей маркетинговой стратегией. Например, геймеры могут заинтересоваться компьютерными креслами с анатомической спинкой.


Нередко в рамках одного успешного проекта удается достичь нескольких целей.

Форматы сотрудничества

Формат зависит от характера взаимоотношений с партнером, направления бизнеса, используемых каналов продвижения.

Коллаборация в интернете

Интернет-среда предоставляет множество возможностей для совместной деятельности брендов. Если компании активно ведут соцсети или блоги, они могут:

  • обмениваться репостами;

  • размещать ссылки на ресурс бренда-партнера;

  • упоминать партнера в своих публикациях;

  • вместе создавать профильные паблики на пересекающиеся темы.


В социальных сетях довольно просто пересечь аудитории брендов. Например, провести совместные прямые эфиры, марафоны и конкурсы.

Контент-коллаборация

Это разновидность интернет-сотрудничества, при котором бренды вместе создают и продвигают контент. Для его создания привлекают профессиональных дизайнеров, копирайтеров и редакторов, программистов, звукорежиссеров и других узких специалистов.

В рамках коллабораций возможны разные типы контента:

  • текст — статьи, обзоры, посты, пресс-релизы, рекламные объявления;

  • видео — тематические ролики, новости, стримы;

  • изображения — графика, фотографии, инфографика;

  • развлечения — конкурсы, викторины, розыгрыши.

Участники коллаборации ведут контент-проект совместно или рекомендуют материалы бренда-партнера — например, в виде кликабельной ссылки.

Маркетинговые мероприятия

Совместные промоакции обычно проводят бренды, которые производят дополняющие друг друга товары. Допустим, набор из пачки кофе и шоколадных конфет, бытовой химии и салфеток для уборки. Кроме того, товар может быть бесплатным дополнением к какой-либо услуге: например, при посещении салона красоты клиент получает в подарок средство по уходу или пробник.

Тематический блог с приглашенными экспертами

Если один из ключевых инструментов продвижения — собственный блог, коллаборация с брендами может выглядеть как приглашение сторонних экспертов. 

Представитель бренда-партнера обладает экспертными знаниями в какой-то области и может предложить вам оригинальное видение интересной темы, ответить на острые вопросы или стать героем полноценного интервью.

Примеры коллабораций

Представляем подборку успешных коллабораций известных брендов и звезд.

Lego Star Wars

В 1999 году была создана серия Lego с использованием персонажей саги «Звездные войны». Позднее коллаборация превратилась в постоянное партнерство. Ее воплощение оказалось более трудным, чем может показаться на первый взгляд: дизайнерам Lego пришлось внимательно пересмотреть все фильмы саги, разобраться в характерах персонажей и их взаимоотношениях.

На сегодняшний день выпущено уже больше 800 конструкторов с темой «Звездных войн». Результаты сотрудничества брендов впечатляют: серия, вышедшая в 2015 году, привела к росту продаж на 18%, а Lego Star Wars от 2020 года стала самой продаваемой среди всего ассортимента.

Nike + iPod

Если бренд уже хорошо известен, это не повод отказываться от коллабораций. Именно так решили представители Nike и Apple, запустившие проект Nike+iPod.

Приверженцы ЗОЖ знают, что поддерживать себя в хорошей форме бывает непросто. Для этого недостаточно купить удобную спортивную форму и пару кроссовок: придется следить за регулярностью тренировок и отслеживать результаты. Объединившиеся компании придумали фитнес-трекер и кроссовки с передатчиком, подключенным к iPod. Умная техника подсчитает за вас количество потраченных калорий, определит скорость движения, напомнит о следующей тренировке.

Позднее коллаборацию провели повторно уже с использованием Apple Watch.

Adidas и Канье Уэст

Модель кроссовок ADIDAS YEEZY 350 BOOST появилась в результате коллаборации бренда Adidas и рэпера Канье Уэста. Она стала легендарной, так как изменила представление о том, какими должны быть базовые модели кроссовок.

ADIDAS YEEZY 350 BOOST — это сочетание технологичных материалов, стильного дизайна и непревзойденного уровня комфорта.

Saucony и Bodega

Сотрудничестве двух культовых производителей спортивной обуви:

  • Bodega известна неподражаемым дизайном, который предпочитают модницы и модники.

  • Saucony делает упор на технологичность, что ценят профессиональные спортсмены.

Первая коллаборация состоялась в 2008 году. Ее результат — модель кроссовок «Courageous TRs» из кожи премиум-класса. Она позволила каждому из брендов повысить узнаваемость и привлечь новых клиентов.

На этом сотрудничество не закончилось: время от времени выходят новые модели Saucony Bodega, которые всегда пользуются спросом.

Stassie + Kylie

Кайли Дженнер, владелица бренда Kylie Cosmetics, провела коллаборацию с лучшей подругой — супермоделью Stassie Baby. Результатом стала коллекция косметики Stassie x Kylie Collection. Она включает продукты лимитированного выпуска: палетку теней, набор для губ, жидкую подводку для глаз и пудру. Коллаборация была представлена, в том числе, с помощью официального канала звезды на Youtube.

Как выбрать партнера для коллабораций

Чтобы выбрать подходящего партнера, обратите внимание на следующие критерии:

  • общие взгляды и ценности;

  • единые или пересекающиеся интересы;

  • готовность к сотрудничеству;

  • схожие целевые аудитории.


Одной только популярности бренда недостаточно: важно, чтобы он был интересен вашим клиентам и наоборот.

Как организовать коллаборацию

Используйте следующий алгоритм:

  1. Определите цель сотрудничества — увеличить продажи, повысить узнаваемость, привлечь новых подписчиков.

  2. В зависимости от поставленных целей подумайте, какие форматы сотрудничества будут оптимальными.

  3. Внимательно изучите особенности бренда-партнера — его ценности и взгляды, тональность, целевую аудиторию, успешные примеры.

  4. Договоритесь о запуске совместного проекта: обсудите сроки, способы взаимодействия, каких сотрудников и подрядчиков вы привлечете к работе.

  5. Начните «разогревать» клиентов и подписчиков информацией о предстоящем запуске.


Финальный этап — проведение коллаборации и анализ результатов сотрудничества. Критерии могут быть разными — объем продаж, количество новых подписчиков, просмотров видео, посещений сайта. Чтобы было проще отследить продажи, используйте, например, промокод.

Если результаты вас не устроили, проведите работу над ошибками. Помните: одна неудачная коллаборация вовсе не значит, что этот инструмент вам не подходит.

Коротко о главном

Успешный совместный проект способствует росту продаж, привлечению новой аудитории и повышению лояльности покупателей. Для этого важно правильно определить цель коллаборации, выбрать подходящую компанию-партнера и продумать форматы взаимодействия.

Не забывайте о креативности. Коллаборация брендов — это всегда выход за рамки привычных форматов и способов продвижения. Не скупитесь на профессиональных контент-мейкеров, чтобы получить от сотрудничества максимум.

Актуальное

259
AHT (Average Handling Time)
AHT (Average Handling Time) отражает среднее время, которое требуется оператору для обработки одного обращения клиента.
261
Customer Value Management
CVM переводится как управление потребительской ценностью. Customer Value Management - это не просто как продать больше, но как создать долгосрочные отношения с клиентами, основанные на их потребностях и ожиданиях.
270
Call Abandonment Rate
Простым языком: это «показатель отказа», когда клиент бросает трубку не дождавшись ответа. Call Abandonment Rate — показывает долю звонков, во время которых позвонивший клиент положил трубку, не дождавшись ответа специалиста.
731
FRT (First Response Time)
FRT — время прошедшее с момента получения запроса до момента, когда был дан первый ответ, важный индикатор качества обслуживания клиентов и эффективности работы команд колл центров и контакт центров.
905
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
1 212
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки