Залог успеха любого бизнеса — грамотное целеполагание. Определить верный вектор развития, обозначить цели и способы их достижения позволит корпоративная стратегия. Рассказываем, что это такое, какие задачи позволяет решить, и как ее правильно наметить.
Что такое корпоративная стратегия компании
Корпоративная стратегия — это подробный проект развития компании, схема управления бизнесом. Включает в себя все, что нужно для формирования целостного представления о том:
-
какую миссию реализует компания;
-
какие цели и задачи стоят перед командой;
-
каких принципов придерживаться руководителям и сотрудникам;
-
какие методы и инструменты применять в работе.
Задачи корпоративной стратегии
Корпоративная стратегия необходима компаниям, чтобы решить следующие задачи:
-
определить преимущества и отстроиться от конкурентов;
-
выявить потенциальные риски и продумать, как их предотвратить;
-
создать оптимальную организационную структуру предприятия;
-
обеспечить слаженную работу сотрудников, отделов и филиалов;
-
распределить бюджет и обеспечить гарантии окупаемости вложений;
-
расставить приоритеты, чтобы сосредоточиться на действительно важном — не терять ресурсы, особенно время и деньги.
Виды корпоративных стратегий
Есть три основных вида корпоративных стратегий:
-
концентрированного роста — направлена на захват большой доли рынка и совершенствование продукции;
-
диверсификации — предполагает, что компания будет развиваться за счет добавления новых структур и продуктов;
-
интеграции — рассчитана на развитие компании, которое будет происходить путем объединения с организациями-покупателями товаров или услуг, компаниями-поставщиками или прямыми конкурентами.
Также есть варианты, направленные не на развитие:
-
стратегия стабилизации — сохранения постоянных клиентов и повышения качества обслуживания без кардинальных изменений;
-
стратегии сокращения и ликвидации — закрытие подразделений и распродажа активов.
Выбор типа стратегии зависит от целей бизнеса и имеющихся ресурсов.
В компаниях стратегию разрабатывают, как правило, на следующих уровнях:
-
портфельный — для деятельности организации в целом;
-
деловой — отдельно для каждой сферы деятельности;
-
функциональный — для конкретных функциональных направлений;
-
операционный — для структурных единиц (к примеру, торговых региональных представителей).
Как разработать стратегию
Чтобы разработать корпоративную стратегию с нуля, придерживайтесь следующего плана:
-
Определите цели стратегии и максимально конкретизируйте задачи.
-
Оцените ресурсы компании, например: потенциал команды, ее производительность, финансовые активы, привлеченные инвестиции, технологии, патенты, лицензии и другие.
-
Проанализируйте уязвимости бизнеса. Для анализа подходит технология SWOT: Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы. Создайте таблицу с такими категориями, чтобы конкретизировать все негативные и положительные факторы внутренней и внешней среды.
-
Оцените политические, экономические, социальные, технологические условия.
-
Изучите последние научные исследования и разработки, касающиеся вашей отрасли.
-
Проанализируйте разные бизнес-модели, в том числе конкурентов и вашу текущую. Узнайте, какие варианты подойдут в вашем случае.
-
Подробнее изучите целевую аудиторию. Оцените, насколько ваши действия соответствуют ее потребностям и требованиям рынка.
-
Проведите мозговой штурм на совещании, чтобы найти новые потенциальные рынки сбыта для вашей продукции.
-
Оцените, какие части бизнеса нуждаются в оптимизации, автоматизации или обновлении. Изучите способы, как внедрить новшества в работу компании.
Такой многосторонний анализ покажет реальное положение дел в компании и поможет определить драйверы для роста. По итогам этой работы вы составите детализированный план развития компании с описанием желаемых результатов в цифрах и со сроками выполнения.
Какие еще возможности дает бизнесу разработка стратегии
Помимо определения путей развития, разработка стратегии дает бизнесу и другие возможности. Например:
-
Привлечение инвестиций. Инвесторам важно видеть ваши планы и понимать перспективы развития бизнеса.
-
Стабильность. Рынок постоянно меняется, а наличие стратегического плана помогает не терять почву под ногами в сложные времена.
-
Делегирование. Если собственник планирует передать компанию в наемное управление, стратегия упростит этот процесс для всех участников.
Что важно запомнить
-
Корпоративная стратегия компании — инструмент, который помогает определить потенциал и возможные пути роста компании.
-
Стратегия отвечает на главные вопросы бизнеса: как вырасти и зарабатывать больше.
-
Есть три основных типа корпоративной стратегии: роста, диверсификации и интеграции.
-
Для разработки стратегии проведите комплексный многосторонний анализ организации, который включает оценку собственных ресурсов, анализ внешней среды, стратегий конкурентов и глобальных аспектов (политической и экономической ситуаций, технологического прогресса и других).
-
Готовая корпоративная стратегия даст бизнесу дополнительные преимущества, например, поможет привлечь инвестиции или не паниковать в кризис.