Маркетинг-микс

35 362
Оглавление

Что такое маркетинг-микс

Маркетинг-микс или комплекс маркетинга — это набор инструментов для ведения определенной тактики бизнеса. В его базовую модель входят ключевые элементы:

  • product — продукт;

  • price — цена;

  • place — место продажи;

  • promotion — продвижение. 


Эти составляющие нужно обязательно учитывать при разработке маркетингового плана. Главное — не смещать акцент на какую-то одну из частей, иначе тактика не будет эффективной. 

Цель комплексного маркетинга — повысить спрос на продукт и получить прибыль. Стратегия позволяет создать товар, удовлетворяющий потребности клиентов по адекватной стоимости, но и в то же время с финансовой выгодой для бизнеса.

Какие факторы определяют комплекс маркетинга

Спрос потребителей и возможности производителя согласуются в условиях внешних и внутренних факторов.

Внешние. Те причины, которые не поддаются контролю со стороны компании: тенденции рынка, курсы валют, действия СМИ. С помощью маркетинга организация может влиять на внешнюю среду путем модернизации продукта, изменения цены, каналов продвижения.

Внутренние. Это интересы руководителей, продуктологов, маркетологов и сотрудников других отделов. Важно, чтобы весь персонал принимал культуру бренда, не работал против позиционирования и понимал, зачем компании нужен маркетинг и стратегия.

Базовая модель 4Р

Нил Борден в 40-х годах XX века стал использовать понятие «маркетинговый микс», а затем разработал технологию, объединяющую разные инструменты. Изначально комплекс маркетинга состоял из 12 элементов. Такое количество затрудняло работу над стратегией. Тогда Джером Маккарти в 1960 году написал книгу, в которой рассказал о базовой модели 4Р. Она удобнее для разработки маркетинговой стратегии. С тех пор базовая концепция применяется в любой сфере бизнеса. Рассмотрим каждую из «P». 

Product: Продукт 

Важно создать продукт, который будет отвечать запросам целевой аудитории, решать проблему потребителя. Для этого необходимо проработать:

  • функционал и отличительные свойства продукта;

  • символику (название бренда, логотип, стиль подачи информации);

  • визуальную часть (от размера товара до дизайна упаковки);

  • уровень качества относительно конкурентных товаров и услуг на рынке;

  • восприятие продукта потребителем;

  • ассортимент и модификации;

  • гарантийные обязательства;

  • формат обслуживания и реализации.

Price: Цена

Не демпингуйте и не завышайте стоимость товара или услуги. Чтобы и вы, и клиент оставались довольны, учитывайте:

  • себестоимость продукта;

  • ценовую «вилку» конкурентов;

  • прогноз прибыли;

  • выгоду для клиента;

  • каналы сбыта;

  • соотношение между ценой и качеством продукта.


При проработке прайса проанализируйте и сформируйте:

  • политику цен при заходе на рынок;

  • НДС, наценки и факторы, влияющие на итоговую стоимость;

  • вариант стоимости при оптовой или пакетной продаже;

  • бонусные предложения и акции в зависимости от сезона.


Place: Место продажи 

Продумайте, как будете реализовывать продукт. Охватить нужно все локации и варианты продаж. Если собираетесь сотрудничать с дистрибьюторами, разработайте для них поощрения и штрафы, правила выкладки и сбыта продуктов. Не забудьте о логистике: предусмотрите сразу, как товары будут попадать в точку продаж и к потребителю.

Promotion: Продвижение 

Для привлечения потребителей используют разные каналы и способы создания спроса на товар, информирования. Это сео-продвижение, участие в мероприятиях, любая реклама — наружная, тизерная, контекстная, в печатных изданиях, на радио. 

Для продвижения бывает достаточно двух-трех каналов. Но прежде чем вы их выберите, нужно протестировать много других и изучить целевую аудиторию.

Модель 5P

Со временем к базовой модели добавилась пятая Р — people. Это люди, которые влияют на отношение потребителей к продукту и помогают сформировать правильное мнение. При разработке комплекса маркетинга необходимо уделить внимание программе обучения и повышения квалификации сотрудников, работе с лидерами мнений и VIP-клиентами, методам сбора обратной связи. С помощью грамотного позиционирования удастся сформировать позитивное отношение к продукту.

Модель 6P

В этой модели к базовым 4Р добавили еще два: Political Power и Public Opinion Formation. Политическое мнение и формирование общественного мнения необходимы компаниям для выхода и конкурентной работы на международном уровне. Сформировать нужные взгляды помогают регулирующие органы, торговые представительства, способные повлиять на рынок.

Расширенная модель 7P

Это базовая модель с тремя дополнительными Р для компаний, оказывающих услуги. В сервисном бизнесе необходима более глубокая стратегия. 

People: Люди. От персонала во многом зависит качество оказываемых услуг. Сотрудники — представители бренда, поэтому большое значение имеет корпоративная культура. Обычно она тесно связана с политикой торговой марки.

Process: Процесс. Обеспечивает покупателю комфорт не только при покупке, но и при непосредственном использовании продукта. Необходимо регулярно брать обратную связь от клиентов и вовремя менять стратегию. Это напрямую влияет на лояльность и мотивацию потребителей. Сформулируйте УТП и развивайте его. Например, УТП шоколадного драже M&Ms компании Marc LLC звучит так: «Тает во рту, а не в руках». Производитель позаботился о том, чтобы потребители не пачкали руки растаявшим шоколадом, и поднял спрос.

Physical Evidence: Физическое окружение. Это то, что создает атмосферу вокруг человека во время покупок. Например, в ресторане располагающая обстановка и дизайнерский интерьер могут выступать как маркеры качества и надежности заведения. 

Модификации 4P

Некоторые компании ищут особенные инструменты для реализации маркетинга-микс, поэтому добавляют новые элементы.

Proposition: Позиционирование. Это работа над ассоциациями, которые формируют имидж торговой марки. 

Pack: Упаковка. Она может привлекать к товару и сделать фирменный стиль узнаваемым. К тому же многим потребителям нравится сам процесс извлечения товара из коробки или пакета. 

Profit: Прибыль. Указывает на востребованность продукта. Чтобы четко понимать, куда компания движется и каких показателей хочет достичь, создайте долгосрочную экономическую модель торговой марки. 

Purchase: Процесс покупки. Нужно понять, как сделать так, чтобы предложение появилось в нужном месте, в нужное время и вовлекло потребителя. 

Как разработать эффективный маркетинг-микс

Маркетинг-микс можно использовать на любом этапе работы бизнеса. Чтобы стратегия была успешной, поставьте себя на место клиента и ответьте на вопросы: какой продукт нужен и что он даст, какое позиционирование будет привлекательным, а реклама — интересной. Разберем по шагам:

  1. Выберите подходящую модель и проработайте каждый элемент Р, составьте критерии для контроля и оценки эффективности инструментов.

  2. Обозначьте, какой ваш продукт сейчас и что о нем думают эксперты, конкуренты и потребители.

  3. Проанализируйте, что улучшить, чтобы продукт стал более востребованным, и проведите поэтапную оптимизацию с точками контроля.

  4. Корректируйте планы в соответствии с ситуацией на рынке и реакцией целевой аудитории.

Самое главное

Маркетинг-микс поможет создать эффективную стратегию реализации товара или услуги. Использовать эту комплексную технологию может человек без образования маркетолога или продуктолога. Кроме указанных моделей существуют системы как с 8, 9 и 12 элементами, так и с 2–3. Базовый вариант 4P продуктивен и подходит любому бизнесу, поэтому попробуйте начать с этой модели.

Последние

1
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
419
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
9 908
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 243
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 183
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры
11 018
Push-уведомления
Что такое пуш-уведомления и зачем они нужны бизнесу. Виды, плюсы и минусы. Чем отличаются от SMS и оповещений в соцсетях и мессенджерах. Как работают push-сообщения и как увеличить их эффективность