Порог рентабельности

34 354
Оглавление

Рентабельность — это ключевой показатель любого бизнеса, который отражает его способность приносить доход. Порог рентабельности рассчитывают, чтобы понять, в какой момент предприятие становится безубыточным, то есть выходит на самоокупаемость. Рассказываем, что это за значение, для чего оно нужно, как правильно определить порог рентабельности.

Что такое ПР и зачем его считать

Порог рентабельности — это размер выручки или объем производства, при котором бизнес полностью окупает затраты на себя, но не выходит в прибыль. Этот показатель также называют точкой безубыточности. 

Значение отражает, сколько денег должна заработать компания, или сколько необходимо произвести продукции, чтобы выйти в ноль. Например, организация X потратила на запуск бизнеса 3,5 млн рублей. В эту сумму вошли все затраты на регистрацию юрлица, установку оборудования, закупку сырья, наем и содержание персонала, аренду площадей и прочие производственные расходы. 

Чтобы достичь точки безубыточности, компания должна заработать ровно ту сумму, которую вложила в развитие и производство. Все, что бизнес заработает сверх этого, будет чистой прибылью.

Расчет ПР актуален как для стартапов, так и для давно действующих организаций, чтобы оценить целесообразность инвестиций, рассчитать размер потенциальных выручки и прибыли. Показатель помогает бизнесу понять, сколько времени и ресурсов ему потребуется, чтобы выйти на самоокупаемость. 

Как рассчитать порог рентабельности: формула

Точку безубыточности рассчитывают в деньгах или в объеме единиц продукции. При расчете учитывают:

  • Постоянные затраты. Расходы, которые не зависят от объемов производства: арендную плату, коммунальные платежи, подписки, выплаты по кредитам, доход владельца и прочие.

  • Переменные затраты. Расходы, которые меняются по мере увеличения или снижения объемов производства: налоги, затраты на сырье, логистику, фонд оплаты труда и прочие.

ПР в денежном выражении

Значение в денежном выражении рассчитывают по следующей формуле:


Чтобы компания вышла на самоокупаемость, ее прибыль должна превысить порог безубыточности. Разница между показателями свидетельствует о финансовой устойчивости организации и допустимости порога снижения производства без риска убыточности. 

ПР в натуральном выражении

Показатель также рассчитывают в количестве единиц продукции. Так определяют, какой объем товаров должна произвести компания, чтобы окупить затраты и выйти в ноль. Используют следующую формулу:


Далее рассмотрим, как с помощью этих формул найти точку безубыточности. Таким образом можно рассчитать значение как для предприятия в целом, так и для отдельных направлений деятельности. 

Пример расчета

Узнаем, какой размер прибыли должна получить компания X, чтобы полностью окупить производственные расходы. Для расчета есть следующие параметры:

  • проданные единицы продукции — 2000 штук;

  • цена одной единицы — 560 рублей;

  • постоянные затраты — 450 000 рублей;

  • переменные затраты на производство одного товара — 112 рублей.


Теперь определим ПР в деньгах. Сначала рассчитаем общий объем выручки с продажи товаров:

Выручка = 2000 X 560=1 120 000 рублей.

Далее узнаем переменные затраты на весь объем продукции. Для этого умножаем ПЗ каждого товара на их количество:

Переменные затраты = 112 X 2000 = 224 000 рублей.

Теперь найдем точку безубыточности:


Получается, 562 500 рублей должна заработать компания X, чтобы полностью окупить затраты на производство. 

Определим ПР в товарах для компании Y. Есть следующие данные для расчета:

  • количество проданных товаров — 3000 штук;

  • стоимость одного товара — 900 рублей;

  • постоянные затраты — 750 000 рублей;

  • переменные затраты на один товар — 176 рублей.


Используем для расчета уже знакомую формулу:


Готовый результат округляем до целого числа и получаем ПР компании Y, равный 1036 единиц. При продаже такого количества продукции затраты полностью окупятся, а каждая продажа сверх этого значения будет приносить организации прибыль. 

Дополнительно рассчитаем запас финансовой прочности, чтобы понять, насколько компания может снизить объемы производства, чтобы не понести убытки, но и не получить прибыли. Для расчета вычитаем показатель ПР из количества реализованных единиц:

3000 - 1036 = 1964 штуки.

Как провести анализ

Чтобы сделать объективные выводы о показателе рентабельности, используют CVP-анализ (Cost, Volume & Profit, что в переводе с английского означает «затраты, объем, прибыль»). 

Исследование помогает определить соотношение двух видов издержек (цены товаров и объемов сбыта), а также выявить ключевые факторы влияния на прибыль. Для снижения ПР увеличивают валовую маржу — показатель, который отражает возможности выручки от реализации товара покрывать затраты на его изготовление. 

Увеличить валовую маржу и ПР можно несколькими способами:

  • увеличить объем продаж;

  • поднять цену продукции, не выходя за рамки платежеспособности потребителей;

  • снизить переменные расходы;

  • снизить постоянные расходы. 


Бизнес должен поддерживать баланс между высокой прибылью и объемами постоянных расходов. Только тогда будет достигнуто оптимальное значение ПР.

Коротко о главном

  • Порог рентабельности — это размер выручки или объем производства, при котором бизнес полностью окупает затраты на себя, но не выходит в прибыль.

  • Показатель рассчитывают в деньгах или в объеме единиц продукции. При расчете учитывают постоянные и переменные затраты.

  • Формула расчета ПР в денежном выражении = Выручка × Постоянные затраты ÷ (Выручка – Переменные затраты).

  • Формула расчета ПР в товарах = Постоянные затраты ÷ (Выручка с одного товара – Средние переменные затраты на один товар).

Последние

1
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
420
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
9 908
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 243
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 183
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры
11 018
Push-уведомления
Что такое пуш-уведомления и зачем они нужны бизнесу. Виды, плюсы и минусы. Чем отличаются от SMS и оповещений в соцсетях и мессенджерах. Как работают push-сообщения и как увеличить их эффективность