Порог рентабельности

35 621
Оглавление

Рентабельность — это ключевой показатель любого бизнеса, который отражает его способность приносить доход. Порог рентабельности рассчитывают, чтобы понять, в какой момент предприятие становится безубыточным, то есть выходит на самоокупаемость. Рассказываем, что это за значение, для чего оно нужно, как правильно определить порог рентабельности.

Что такое ПР и зачем его считать

Порог рентабельности — это размер выручки или объем производства, при котором бизнес полностью окупает затраты на себя, но не выходит в прибыль. Этот показатель также называют точкой безубыточности. 

Значение отражает, сколько денег должна заработать компания, или сколько необходимо произвести продукции, чтобы выйти в ноль. Например, организация X потратила на запуск бизнеса 3,5 млн рублей. В эту сумму вошли все затраты на регистрацию юрлица, установку оборудования, закупку сырья, наем и содержание персонала, аренду площадей и прочие производственные расходы. 

Чтобы достичь точки безубыточности, компания должна заработать ровно ту сумму, которую вложила в развитие и производство. Все, что бизнес заработает сверх этого, будет чистой прибылью.

Расчет ПР актуален как для стартапов, так и для давно действующих организаций, чтобы оценить целесообразность инвестиций, рассчитать размер потенциальных выручки и прибыли. Показатель помогает бизнесу понять, сколько времени и ресурсов ему потребуется, чтобы выйти на самоокупаемость. 

Как рассчитать порог рентабельности: формула

Точку безубыточности рассчитывают в деньгах или в объеме единиц продукции. При расчете учитывают:

  • Постоянные затраты. Расходы, которые не зависят от объемов производства: арендную плату, коммунальные платежи, подписки, выплаты по кредитам, доход владельца и прочие.

  • Переменные затраты. Расходы, которые меняются по мере увеличения или снижения объемов производства: налоги, затраты на сырье, логистику, фонд оплаты труда и прочие.

ПР в денежном выражении

Значение в денежном выражении рассчитывают по следующей формуле:


Чтобы компания вышла на самоокупаемость, ее прибыль должна превысить порог безубыточности. Разница между показателями свидетельствует о финансовой устойчивости организации и допустимости порога снижения производства без риска убыточности. 

ПР в натуральном выражении

Показатель также рассчитывают в количестве единиц продукции. Так определяют, какой объем товаров должна произвести компания, чтобы окупить затраты и выйти в ноль. Используют следующую формулу:


Далее рассмотрим, как с помощью этих формул найти точку безубыточности. Таким образом можно рассчитать значение как для предприятия в целом, так и для отдельных направлений деятельности. 

Пример расчета

Узнаем, какой размер прибыли должна получить компания X, чтобы полностью окупить производственные расходы. Для расчета есть следующие параметры:

  • проданные единицы продукции — 2000 штук;

  • цена одной единицы — 560 рублей;

  • постоянные затраты — 450 000 рублей;

  • переменные затраты на производство одного товара — 112 рублей.


Теперь определим ПР в деньгах. Сначала рассчитаем общий объем выручки с продажи товаров:

Выручка = 2000 X 560=1 120 000 рублей.

Далее узнаем переменные затраты на весь объем продукции. Для этого умножаем ПЗ каждого товара на их количество:

Переменные затраты = 112 X 2000 = 224 000 рублей.

Теперь найдем точку безубыточности:


Получается, 562 500 рублей должна заработать компания X, чтобы полностью окупить затраты на производство. 

Определим ПР в товарах для компании Y. Есть следующие данные для расчета:

  • количество проданных товаров — 3000 штук;

  • стоимость одного товара — 900 рублей;

  • постоянные затраты — 750 000 рублей;

  • переменные затраты на один товар — 176 рублей.


Используем для расчета уже знакомую формулу:


Готовый результат округляем до целого числа и получаем ПР компании Y, равный 1036 единиц. При продаже такого количества продукции затраты полностью окупятся, а каждая продажа сверх этого значения будет приносить организации прибыль. 

Дополнительно рассчитаем запас финансовой прочности, чтобы понять, насколько компания может снизить объемы производства, чтобы не понести убытки, но и не получить прибыли. Для расчета вычитаем показатель ПР из количества реализованных единиц:

3000 - 1036 = 1964 штуки.

Как провести анализ

Чтобы сделать объективные выводы о показателе рентабельности, используют CVP-анализ (Cost, Volume & Profit, что в переводе с английского означает «затраты, объем, прибыль»). 

Исследование помогает определить соотношение двух видов издержек (цены товаров и объемов сбыта), а также выявить ключевые факторы влияния на прибыль. Для снижения ПР увеличивают валовую маржу — показатель, который отражает возможности выручки от реализации товара покрывать затраты на его изготовление. 

Увеличить валовую маржу и ПР можно несколькими способами:

  • увеличить объем продаж;

  • поднять цену продукции, не выходя за рамки платежеспособности потребителей;

  • снизить переменные расходы;

  • снизить постоянные расходы. 


Бизнес должен поддерживать баланс между высокой прибылью и объемами постоянных расходов. Только тогда будет достигнуто оптимальное значение ПР.

Коротко о главном

  • Порог рентабельности — это размер выручки или объем производства, при котором бизнес полностью окупает затраты на себя, но не выходит в прибыль.

  • Показатель рассчитывают в деньгах или в объеме единиц продукции. При расчете учитывают постоянные и переменные затраты.

  • Формула расчета ПР в денежном выражении = Выручка × Постоянные затраты ÷ (Выручка – Переменные затраты).

  • Формула расчета ПР в товарах = Постоянные затраты ÷ (Выручка с одного товара – Средние переменные затраты на один товар).

Актуальное

256
AHT (Average Handling Time)
AHT (Average Handling Time) отражает среднее время, которое требуется оператору для обработки одного обращения клиента.
253
Customer Value Management
CVM переводится как управление потребительской ценностью. Customer Value Management - это не просто как продать больше, но как создать долгосрочные отношения с клиентами, основанные на их потребностях и ожиданиях.
265
Call Abandonment Rate
Простым языком: это «показатель отказа», когда клиент бросает трубку не дождавшись ответа. Call Abandonment Rate — показывает долю звонков, во время которых позвонивший клиент положил трубку, не дождавшись ответа специалиста.
731
FRT (First Response Time)
FRT — время прошедшее с момента получения запроса до момента, когда был дан первый ответ, важный индикатор качества обслуживания клиентов и эффективности работы команд колл центров и контакт центров.
902
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
1 211
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки