Практически любая торговля строится на сотрудничестве производителя, дистрибьютора и розничной точки. Чтобы мотивировать бизнес-партнера продавать больше, создали целую систему вознаграждений. Увеличить продажи дистрибьютора можно с помощью ретро-бонуса. Что это такое и как он работает — поговорим в статье.
Что такое ретро-бонус и зачем он нужен
Ретро-бонус, ретро-скидка или рибейт — это вознаграждение, которое производитель или поставщик предоставляет дистрибьюторам, если они соблюдают условия договора. Например, фабрика обещает дистрибьютору скидку в 5%, если он в течение года закупит товара на 10 млн р. Можно сказать, что рибейт — это выгода, которую предоставляют задним числом.
Бонус выплачивают, если дистрибьютор:
-
Выполняет план продаж. При этом учитывают общий объем выручки или продажу определенных категорий товаров, объем закупки.
-
Соблюдает финансовую дисциплину и выполняет все денежные обязательства, например, не срывает сроки оплат и поставок.
-
Поддерживает качество работы. Бонус могут предоставить по разным критериям качества: если дистрибьютор вовремя поставляет товары в точки клиентов, поддерживает товарный ассортимент или выполняет другие условия договора.
Основная цель ретро-скидки — выстроить взаимовыгодные отношения с ритейлером, мотивировать клиентов выполнять поставленные перед ними задачи. Так, продавцы будут больше закупать и быстрее продавать товары конечному покупателю, чтобы в ходе следующей поставки получить бонус.
Какие бывают ретро-бонусы
Есть несколько способов предоставления ретро-бонусов.
Деньгами. Возможны два варианта:
-
Дистрибьютору выплачивают определенный процент от суммы проданных товаров. В договоре заранее прописывают размер выплаты и условия ее получения — например,наименование позиций и срок, за который нужно реализовать поставку.
-
Дистрибьютору предлагают льготные закупочные цены в течение ограниченного срока.
Товарами и услугами. В качестве бонуса клиенту предлагают бесплатные товары или, к примеру, льготную или бесплатную доставку.
Как рассчитать ретро-бонус
Есть 2 способа расчета рибейта:
-
От поставки. Сумму бонуса определяют из объема поставок за отчетный период — например за месяц, квартал или год.
-
От оплат. Бонус начисляют из выручки за проданные товары в отчетный период.
На юридическом уровне расчет ретро-бонусов регулирует закон № 381-ФЗ. В 2016 году Госдума внесла некоторые поправки в документ. Если раньше максимальный размер рибейта составлял 10%, то сейчас всего 5%.
Для расчета ретроспективной скидки используйте формулу:
РБ = Премия за выполнение плана + Компенсация за сопутствующие услуги.
В сопутствующие услуги поставщик может включить рекламные расходы, затраты на логистику, сборку и упаковку товаров.
Пример: Завод по производству автомобильных запчастей заключил с дистрибьютором договор поставки на сумму 4 млн ₽. В дополнительные расходы производителя вошли затраты на доставку, разгрузку и хранение деталей (100 000 ₽). Рассчитаем размер ретро-бонуса по формуле, зная, что по закону он не должен быть больше 5% от суммы сделки:
РБ = 4 000 000 х 0,05%=200 000 ₽.
Получается, сумма рибейта составила 100 000 ₽ за дополнительные услуги и 100 000 ₽ за купленные товары.
Как оформить юридически
Заключить договор или допсоглашение. Отношения между поставщиком и дистрибьютором нужно оформить документально — составить договор о ретро-бонусе.
Кроме обязательных пунктов об обязанностях сторон в соглашении указывают сумму сделки, способ оплаты товара (наличный или безналичный), размер ретро-бонуса и сроки его начисления. Документ необходимо пронумеровать, указать дату заключения договора, добавить цель соглашения.
Отразить в бухгалтерском и налоговом учете. С учетом ретро-бонусов есть сложности. Налогообложение будет зависеть от нескольких условий:
-
В большинстве случаев с полученного бонуса нужно уплатить НДС. Некоторые поставщики рассчитывают бонусы с учетом НДС, но тогда его сумма получается слишком большой и нерентабельной к возврату.
-
Продовольственные и непродовольственные товары по-разному облагаются НДС. В цену продовольственных товаров НДС обычно сразу включен, поэтому ретро-бонус рассчитывают вместе с налогом.
В бухучете рибейт тоже отражают по-разному. Его относят либо к себестоимости товара либо на финансовый результат, полученный компанией. Первый вариант позволяет гибко управлять ценой товаров и вести прозрачный контроль покупок и продаж. Второй способ помогает упорядочивать бонусы по брендам, линейкам товаров.
Что важно запомнить
-
Ретро-бонус в торговле — это вознаграждение, которое дистрибьютор получает от поставщика за соблюдение условий договора: достижение плана продаж, соблюдение финансовой дисциплины или поддержание качества работы.
-
В качестве рибейта могут выступать бесплатный товар, процент от суммы проданных товаров, возможность купить товары по льготным ценам или бесплатная доставка.
-
Чтобы рассчитать бонус, необходимо сложить премию за выполнение плана и компенсацию за сопутствующие траты. К последним относят маркетинговые расходы, логистические издержки, а также затраты на сборку и упаковку товаров. По закону размер ретро-бонуса должен составлять не более 5% от суммы сделки.