Ретро-бонус

45 516
Оглавление

Практически любая торговля строится на сотрудничестве производителя, дистрибьютора и розничной точки. Чтобы мотивировать бизнес-партнера продавать больше, создали целую систему вознаграждений. Увеличить продажи дистрибьютора можно с помощью ретро-бонуса. Что это такое и как он работает — поговорим в статье. 

Что такое ретро-бонус и зачем он нужен

Ретро-бонус, ретро-скидка или рибейт — это вознаграждение, которое производитель или поставщик предоставляет дистрибьюторам, если они соблюдают условия договора. Например, фабрика обещает дистрибьютору скидку в 5%, если он в течение года закупит товара на 10 млн р. Можно сказать, что рибейт — это выгода, которую предоставляют задним числом. 

Бонус выплачивают, если дистрибьютор:

  • Выполняет план продаж. При этом учитывают общий объем выручки или продажу определенных категорий товаров, объем закупки.

  • Соблюдает финансовую дисциплину и выполняет все денежные обязательства, например, не срывает сроки оплат и поставок.

  • Поддерживает качество работы. Бонус могут предоставить по разным критериям качества: если дистрибьютор вовремя поставляет товары в точки клиентов, поддерживает товарный ассортимент или выполняет другие условия договора.


Основная цель ретро-скидки — выстроить взаимовыгодные отношения с ритейлером, мотивировать клиентов выполнять поставленные перед ними задачи. Так, продавцы будут больше закупать и быстрее продавать товары конечному покупателю, чтобы в ходе следующей поставки получить бонус.


Какие бывают ретро-бонусы

Есть несколько способов предоставления ретро-бонусов.

Деньгами. Возможны два варианта:

  • Дистрибьютору выплачивают определенный процент от суммы проданных товаров. В договоре заранее прописывают размер выплаты и условия ее получения — например,наименование позиций и срок, за который нужно реализовать поставку.

  • Дистрибьютору предлагают льготные закупочные цены в течение ограниченного срока.


Товарами и услугами. В качестве бонуса клиенту предлагают бесплатные товары или, к примеру, льготную или бесплатную доставку. 

Как рассчитать ретро-бонус

Есть 2 способа расчета рибейта:

  • От поставки. Сумму бонуса определяют из объема поставок за отчетный период — например за месяц, квартал или год. 

  • От оплат. Бонус начисляют из выручки за проданные товары в отчетный период. 


На юридическом уровне расчет ретро-бонусов регулирует закон № 381-ФЗ. В 2016 году Госдума внесла некоторые поправки в документ. Если раньше максимальный размер рибейта составлял 10%, то сейчас всего 5%. 

Для расчета ретроспективной скидки используйте формулу:

РБ = Премия за выполнение плана + Компенсация за сопутствующие услуги.

В сопутствующие услуги поставщик может включить рекламные расходы, затраты на логистику, сборку и упаковку товаров.

Пример: Завод по производству автомобильных запчастей заключил с дистрибьютором договор поставки на сумму 4 млн ₽. В дополнительные расходы производителя вошли затраты на доставку, разгрузку и хранение деталей (100 000 ₽). Рассчитаем размер ретро-бонуса по формуле, зная, что по закону он не должен быть больше 5% от суммы сделки:

РБ = 4 000 000 х 0,05%=200 000 ₽.

Получается, сумма рибейта составила 100 000 ₽ за дополнительные услуги и 100 000 ₽ за купленные товары.

Как оформить юридически

Заключить договор или допсоглашение. Отношения между поставщиком и дистрибьютором нужно оформить документально — составить договор о ретро-бонусе. 

Кроме обязательных пунктов об обязанностях сторон в соглашении указывают сумму сделки, способ оплаты товара (наличный или безналичный), размер ретро-бонуса и сроки его начисления. Документ необходимо пронумеровать, указать дату заключения договора, добавить цель соглашения.

Отразить в бухгалтерском и налоговом учете. С учетом ретро-бонусов есть сложности. Налогообложение будет зависеть от нескольких условий:

  • В большинстве случаев с полученного бонуса нужно уплатить НДС. Некоторые поставщики рассчитывают бонусы с учетом НДС, но тогда его сумма получается слишком большой и нерентабельной к возврату.

  • Продовольственные и непродовольственные товары по-разному облагаются НДС. В цену продовольственных товаров НДС обычно сразу включен, поэтому ретро-бонус рассчитывают вместе с налогом. 


В бухучете рибейт тоже отражают по-разному. Его относят либо к себестоимости товара либо на финансовый результат, полученный компанией. Первый вариант позволяет гибко управлять ценой товаров и вести прозрачный контроль покупок и продаж. Второй способ помогает упорядочивать бонусы по брендам, линейкам товаров.

Что важно запомнить

  • Ретро-бонус в торговле — это вознаграждение, которое дистрибьютор получает от поставщика за соблюдение условий договора: достижение плана продаж, соблюдение финансовой дисциплины или поддержание качества работы. 

  • В качестве рибейта могут выступать бесплатный товар, процент от суммы проданных товаров, возможность купить товары по льготным ценам или бесплатная доставка.

  • Чтобы рассчитать бонус, необходимо сложить премию за выполнение плана и компенсацию за сопутствующие траты. К последним относят маркетинговые расходы, логистические издержки, а также затраты на сборку и упаковку товаров. По закону размер ретро-бонуса должен составлять не более 5% от суммы сделки.

Актуальное

259
AHT (Average Handling Time)
AHT (Average Handling Time) отражает среднее время, которое требуется оператору для обработки одного обращения клиента.
261
Customer Value Management
CVM переводится как управление потребительской ценностью. Customer Value Management - это не просто как продать больше, но как создать долгосрочные отношения с клиентами, основанные на их потребностях и ожиданиях.
271
Call Abandonment Rate
Простым языком: это «показатель отказа», когда клиент бросает трубку не дождавшись ответа. Call Abandonment Rate — показывает долю звонков, во время которых позвонивший клиент положил трубку, не дождавшись ответа специалиста.
731
FRT (First Response Time)
FRT — время прошедшее с момента получения запроса до момента, когда был дан первый ответ, важный индикатор качества обслуживания клиентов и эффективности работы команд колл центров и контакт центров.
905
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
1 213
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки