Скрайбинг

15 461
Оглавление

Иногда информация бывает настолько сложной, что донести ее с помощью обычной устной презентации невозможно. К счастью, существуют разные способы подачи материала, чтобы упростить восприятие. В первую очередь сюда относится визуализация текста. Такой способ часто используют в образовательных учреждениях, хотя он отлично подходит и для бизнеса. Рассказываем, что такое скрайбинг и как с ним работать.

Что такое скрайбинг и зачем он нужен

Скрайбинг — это способ подачи информации, с помощью которого визуализируют сложный контент, чтобы сделать его более понятным. В качестве визуальных эффектов используют различные схемы, рисунки или анимированные изображения. 

Они должны быть максимально простыми. Поэтому отрисовку часто проводят прямо во время презентации, чтобы задействовать не только зрение со слухом, но и воображение аудитории. Скрайбинг помогает лучше и быстрее усваивать новую информацию, поэтому его часто используют докладчики, маркетологи, бизнес-тренеры и менеджеры.

Самым простым примером скрайбинга можно назвать презентации в школах и университетах. Преподаватели последовательно рисуют на доске простейшие визуальные образы, ключевые слова и знакомые символы, чтобы ученики запоминали основные тезисы, а потом быстро их восстанавливали из памяти. На различных тренингах и видео-уроках тоже постоянно встречается скрайбинг. В бизнесе его используют ВТБ, Мегафон, Росатом, Ростелеком и многие другие компании.

Основные виды

Некоторые материалы готовят заранее, другие же отрисовывают прямо во время презентации. Есть инструментов, с помощью которых создать коллажи и аппликации не составит труда. Можно использовать современные гаджеты или обойтись мелом и доской.

Выделяют семь видов скрайбинга по способам визуализации:

Фасилитация. Лектор рисует ключевые образы и записывает тезисы по ходу презентации. Несмотря на простоту, такой способ позволяет лучше воспринимать даже сложный и скучный материал.

Видеоскрайбинг. Главное преимущество в том, что ролик используют несколько раз. Это может быть полноценная лекция или выдержки историй. Количество и качество визуальных эффектов зависят от воображения и опыта скрайбера.

Рисованный. Тоже используют видео, но в них показывают, как рисуют презентацию с нуля. Скорость воспроизведения таких роликов увеличена в несколько раз, а закадровая озвучка по порядку комментирует все элементы.

Аппликационный. Похож на рисованный скрайбинг, только здесь на каждом этапе добавляют новые изображения, из которых потом создают видеоряд. Каждый этап комментируют.

Магнитный. Фотографии крепят с помощью магнитов на специальной доске. Все зависит от типа презентации. Можно закрепить их все сразу или делать это постепенно по ходу лекции.

Фланелеграфный. На специальной доске располагают изображения, которые в результате напоминают настоящий мультфильм. Такой эффект создается за счет объемных элементов.

Программный. Существует много приложений и онлайн-сервисов, с помощью которых можно создать очень эффектные презентации. Достаточно выбрать подходящий под ситуацию и освоить программу заранее.

Несмотря на различные способы подачи материала, основная цель скрайбинга одна — донести основную мысль.

Как создать скрайб

Процесс создания скрайба для живой презентации можно разделить на три этапа:

  1. Определение темы, цели и смысла. Идея презентации должна быть простой и понятной. Нужно узнать потребности целевой аудитории, заранее продумать вопросы по теме и ответить на них.

  2. Создание сценария. Весь материал нужно структурировать и сделать его интересным от начала до конца. Для этого стоит приводить примеры из жизни, использовать только те слова, которые понимает целевая аудитория.

  3. Визуализация сценария. Нужно использовать образы, которые максимально подойдут к закадровому тексту. То есть не нужно ставить картинки и иконки только для того, чтобы разбавить текст. Все элементы должны соответствовать информации.


Для видеопрезентаций процесс аналогичный, но более сложный. Придется использовать инструменты и программы для монтажа, но выглядеть такая презентация будет лучше и современнее. Потребуются качественные эскизы, визуальные эффекты и звуковые дорожки. Важны любые мелочи: единый стиль, интонация, синхронизация видео с закадровым текстом.

Программы для скрайбинга

Создавать видеопрезентации достаточно сложно, так как нужно разбираться в редакторах изображений и программах по монтажу видео. Но можно скачать специальные приложения или воспользоваться сервисами для скрайбинга. С их помощью создавать презентации намного проще. 

Популярные простые программы для скрайбинга:

  1. PowToon. Сервис с готовыми шаблонами. Предусмотрены платные и бесплатные тарифы.

  2. Moovly. Программа с простой навигацией. Можно создавать видеоролики на основе кадров, анимационную графику, использовать мультипликационный стиль или стиль каракулей. Хотя в бесплатной версии мало элементов. Есть приложение для Android и iOS.

  3. VideoScribe.  Инструменты для помощи в рисовании и библиотека иллюстраций. Можно пользоваться бесплатно не больше семи дней.

  4. «Объясняшки». Простое и бесплатное приложение для iPad от российских разработчиков. Правда, никаких шаблонов не предусмотрено.

  5. Vyond. Простой в использовании сервис. Можно создавать ролики с нуля или по шаблонам, использовать персонажей, выбирать реквизит. Бесплатный период ограничен двумя неделями.


Но все программы — это всего лишь помощники, которые облегчают создание презентаций. Основной успех зависит от того, насколько грамотно скрайбер преподнесет идею.

Коротко о главном

  • Скрайбинг — это способ подачи информации с помощью визуальных эффектов. За счет этого достигается лучшее восприятие материала.

  • Некоторые считают, что скрайбинг могут использовать только художники, но он подходит и тем, кто вообще не умеет рисовать. Существует несколько видов скрайбинга, которые отличаются используемыми инструментами. Можно снимать видео, делать аппликации или воспользоваться специальными программами.

  • Чтобы создать скрайб, нужно определить основной смысл, создать сценарий и визуализировать его. Если речь идет о видеопрезентации, следует позаботиться о качестве звука и изображения.

Последние

1
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
419
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
9 907
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 242
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 182
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры
11 017
Push-уведомления
Что такое пуш-уведомления и зачем они нужны бизнесу. Виды, плюсы и минусы. Чем отличаются от SMS и оповещений в соцсетях и мессенджерах. Как работают push-сообщения и как увеличить их эффективность