Новые реалии требуют пересмотра отлаженных производственных механизмов и стратегий. О том, какие вызовы стоят перед компаниями в целом и какие инструменты для противодействия наиболее эффективны, рассказывает директор по продажам MANGO OFFICE Александр Шикинов.
Вызовы сезона
Начинается новый бизнес-сезон, и компании подходят к нему с некоторой настороженностью: в сегодняшних условиях, с учетом фактора неопределенности, необходимо готовиться к самым разным сценариям развития событий. Конечно, экономические показатели по сравнению с весной улучшились, но все равно решения приходится принимать на лету. Кроме того, бизнес живет в такой ситуации уже полгода и постепенно учится действовать в новых условиях. Так что текущий срез можно назвать «стабильностью в неопределенности».
Отрасль отрасли рознь
Текущие вызовы приводят к заметной трансформации бизнес-процессов в компаниях разных размеров и из разных отраслей. Масштабы преобразований отличаются в зависимости от сферы деятельности. Весьма заметные изменения произошли в автоотрасли, где дилерам пришлось довольно быстро переориентироваться на продажу б/у-автомобилей. В риэлтерской сфере у компаний появилась необходимость передачи на аутсорс работ по холодному обзвону баз потенциальных клиентов.
Нельзя не упомянуть и параллельный импорт, а также смену формата покупок: если раньше люди в основном приобретали технику в интернет-магазинах вроде «М.Видео», «Эльдорадо», то сейчас более популярны маркетплейсы, играющие роль агрегаторов.
Однако не во всех сферах трансформация бизнес-процессов столь заметна. Например, в медицине все также сохраняется тренд на автоматизацию и развитие бизнес-процессов с ориентацией на клиента.
Процессы меняются, приоритеты остаются
Хотя бизнес-процессы трансформируются, ряд приоритетов остался прежним. Так, все еще актуальна минимизация ФОТа. Несмотря на прогнозы по росту безработицы, людей найти непросто. Чтобы в том же колл-центре появился грамотный сотрудник, необходимо найти человека, обучить, обеспечить рабочее место, мотивировать, платить отпускные, искать замену. Поэтому история с автоматизацией и заменой рутинных процессов автоматическими никуда не исчезла, только раньше это делалось прежде всего в русле цифровизации, а сейчас еще и в целях оптимизации ресурсов.
Компании также заинтересованы в более скрупулезной оценке: заказчики хотят понять, что делается, в каком объеме, что эффективно, а что убыточно. Они сами обращаются с запросом на анализ своих бизнес-процессов, так как стремятся повышать эффективность за счет имеющихся ресурсов и без дополнительных капиталовложений.
Правила оптимизации
Растет объем инструментов, которые позволяют более результативно привлекать клиентов, так как делать это становится все дороже и сложнее. Люди стали скептически относиться к общепринятым западным софтовым продуктам: например, к ERP-системам. Теперь долгосрочные решения могут вызывать сомнения, и больше внимания обращено к инструментам, которые можно внедрить и запустить в работу здесь и сейчас.
Усиливается автоматизация, от каждого сотрудника требуется больше отдачи. Если раньше в том же колл-центре мерили по общим метрикам — сколько продаж делает человек в месяц, то сейчас важно, сколько человек звонит каждый день, о чем говорит, насколько клиентам достаточно их консультаций. Словом, в приоритете продукты, которые позволяют найти точки роста в действующих процессах и использовать их более эффективно за счет внутренних ресурсов.
Важно помнить, что оптимизация бизнес-процессов — это не экономия денег, а повышение отдачи на каждый вложенный рубль. Это история про то, как заработать больше без увеличения трат. Улучшить бизнес-процессы не получится не только без современных инструментов, но и без правильного подхода. Даже располагая необходимыми актуальными решениями, необходимо все так же кропотливо ежедневно трудиться, чтобы их освоить и научиться правильно использовать.
Еще одно правило: бизнес-процессы — это люди, а оптимизация — это не моментальное изменение, а процесс. Нужно делать не только то, чего хочется главе бизнеса, а еще и понимать, как эти желания «продавать» сотрудникам компании. Любая идея оптимизации останется идеей, если люди не захотят ею пользоваться. В оптимизации могут помочь облачные решения, доступные на рынке: они обеспечивают доступ 24/7 без затрат на серверы и поддержку. Результат — экономия на оборудовании и ФОТ, оптимизация процесса привлечения клиентов и в итоге рост продаж.
Источник: Деловой Мир