После возвращения в офис с удаленки половина сотрудников российских компаний испытывают эмоциональное выгорание, показало недавнее исследование HeadHunter и телемедицинского сервиса «Доктор рядом». Каждый второй работает на автомате, люди испытывают постоянное чувство усталости и упадка, которое сейчас усугубляется весенним авитаминозом. Обычно россияне брали передышку на майские праздники, но в этом году каникулы до последнего момента были под вопросом. Эксперты же рекомендуют компаниям системно заниматься профилактикой профессионального выгорания.
Кристина Маслах, профессор психологии Калифорнийского университета, выделяет шесть основных причин морального истощения на работе.
· Значительные нагрузки и строгие дедлайны.
· Процесс работы не контролируется, полномочий для принятия решений нет, но к результату предъявляются повышенные требования.
· Нехватка профессионального признания.
· Токсичная атмосфера: неуважительное отношение и конфликты в коллективе.
· Незаслуженные привилегии для отдельных сотрудников.
· Скучная однообразная работа.
Выгорание персонала дорого обходится компаниям. По данным института Gallup, сотрудник, который регулярно испытывает выгорание, в среднем стоит компании дополнительных 34% его зарплаты. Эмоциональное истощение людей в коллективе лучше предотвращать заранее, считает Елена Сахарова, психолог и гендиректор Центра развития научно-технических инноваций в области информационных, социально-ориентированных, управленческих технологий «Этол». Иначе падает производительность труда, которая и без того в России находится на невысоком уровне, отношения между сотрудниками становятся напряженными, люди уходят на больничный или вовсе увольняются – приходится нанимать новый персонал.
Эксперты по эффективности труда рассказали, как действовать руководителям, чтобы выгорание сотрудники стали реже испытывать.
Разграничить частную жизнь и работу. Удаленка стерла границы рабочего времени, и многим неудобно оставлять без ответа вопрос коллеги, заданный поздно вечером.
Очевидно, что справиться с проблемой можно, если просто перестать звонить и писать сослуживцам в нерабочее время, особенно когда дело не срочное и может подождать до утра. Многие компании рекомендуют сотрудникам радикально разделить инструменты рабочих и личных коммуникаций, то есть оставить WhatsApp и личный мобильный номер для жизни, а для рабочих звонков и сообщений установить приложение, связанное с корпоративной АТС. Например, такое решение есть у отечественного поставщика корпоративных систем связи «MANGO OFFICE» и доступно корпорациям даже без дополнительной платы.
Дать сотрудникам возможность больше отдыхать. Короткие перерывы в течение рабочего дня на прогулку, чаепитие или сон помогут людям восстановить внутренние ресурсы в случае умственного и эмоционального истощения, считают эксперты по организации рабочего процесса Ю Цзе Хенг и Кира Шабрам.
В продолжение темы весенних каникул – любопытно, что компания LinkedIn устроила оплачиваемый недельный отпуск для большинства из 15,9 тыс. своих работников. Единовременный отдых призван избавить персонал от потока рабочих писем, которыми сотрудники были бы завалены в ином случае.
Снизить рутинную нагрузку на персонал. Повторяющиеся скучные задачи, полностью лишенные творчества, вызывают быстрое переутомление. Эксперты по автоматизации бизнес-процессов из того же «MANGO OFFICE» рекомендуют в этой связи активнее применять современные технологии – в частности, смелее эксплуатировать роботов. К примеру, роботы уже сегодня способны позвонить клиенту, обратиться к нему по имени, сообщить нужную информацию (данными они обмениваются с CRM), задать вопросы по скрипту, получить и расшифровать ответы. Если задача человека – сделать звонок и лишь сообщить собеседнику о минусе на лицевом счете или просто подтвердить заказ, то уже десять-двадцать таких звонков заметно понизят мотивацию. Но если сотрудник решает пусть не сложные, но как минимум разнообразные задачи в течение дня, он будет уставать меньше.
Справиться с социальным отчуждением. Решение чужих проблем помогает человеку переключиться, уровень выгорания у него снижается. Некоторые компании практикуют даже классические субботники, чтобы объединять коллектив, или обмен функциями, когда сотрудникам смежных подразделений предлагают уделить время решению задач друг друга, чтобы отвлечься от собственной рутины и, возможно, найти интересные идеи
Больше заниматься адаптацией новых работников и поддержкой действующих. При удаленной работе новичкам сложнее влиться в коллектив, и в итоге многие не задерживаются, так как не смогли адаптироваться или справиться с обязанностями. Екатерина Шаповалова, психотерапевт сервиса «Ясно» и бизнес-консультант, советует задаться вопросом: есть ли у вас система адаптации и поддержки работников? Найм и адаптация каждого нового сотрудника будет стоить гораздо дороже, чем лечение выгорания. Так что «вдолгую» компаниям выгоднее не «выжать соки» и уволить сотрудника, а заботиться о состоянии людей, сохранять их мотивацию и поддерживать здоровые отношения в коллективе.
Источник: National Business