phone menu search
close

Выберите способ связи

Вы можете позвонить нам или оставить заявку на обратный звонок


Позвонить   
close

Получить консультацию

Ваше сообщение отправлено!

Что такое KPI и как его рассчитать

Чтобы компания развивалась, нужно отслеживать динамику факторов, которые влияют на продажи. Один из них — качество работы коллектива. Найти слабое место и распределить ответственность за результат между сотрудниками поможет система KPI. В статье расскажем, что такое KPI и какому бизнесу это нужно.

Что такое KPI

Key Performance Indicator (KPI) или ключевые показатели эффективности (КПЭ) — это показатель, который помогает определить продуктивность деятельности компании. KPI часто устанавливают, чтобы оценить работу на разных уровнях: для конкретного сотрудника или подразделения.

Часто под KPI понимают план. Например, для менеджера по продажам это будет сумма закрытых сделок, для таргетолога — количество целевых кликов, а для рекрутера — время на подбор кандидата, затраты и текучка на испытательном сроке. 

Показатель используют в разных сферах: от торговли до строительства. 

Для чего используется

Оценка работы и мотивация сотрудников. КПЭ помогают определить, справляются ли сотрудники с поставленными задачами, а система мотивации становится более четкой и прозрачной. Если команда выполнила план, то можно выписывать премии и другие поощрения. Сотрудники понимают, что им нужно сделать, чтобы заработать больше — это мотивирует на новые достижения. 

Планирование и контроль. KPI-показатели помогают анализировать результат работы компании за конкретный период и соотносить его с затратами. Эти данные можно использовать для текущего и стратегического планирования.

Виды KPI

Есть много разных видов KPI, поэтому определите, какой параметр нужно оценить и измерить. Универсальных параметров нет: в разных сферах бизнеса — свои метрики. Вы устанавливаете цели по каждому из показателей и контролируете результаты. 

КПЭ-метрики делят на: 

Дополнительно KPI классифицируют на внутренние и внешние. Первые оценивают достижения внутри компании (текучесть кадров, критерии качества товара, затраты на рекламные кампании), вторые — работу на рынке (долю, конкурентоспособность). 

В интернет-маркетинге

В интернет-маркетинге свои критерии оценки эффективности, которые не имеют отношения к сотрудникам. Их рассчитывают, используя данные из систем сквозной аналитики (например, Google Analytics или Яндекс.Метрики). 

Здесь тоже много разных видов KPI, которые устанавливают в зависимости от того, что нужно оценить и проанализировать. Вот некоторые показатели:

В продажах

КПЭ в продажах различаются в зависимости от целей компании, возраста, сферы деятельности и других факторов. Например, магазину, который недавно открылся, важно работать над привлечением новых клиентов, а тем, кто давно на рынке — над удержанием постоянных покупателей

Пример KPI для розничного продавца:

В производстве

У предприятий специфические индикаторы KPI: объем производства, время исполнения заказа, процент брака, трудозатраты на единицу готового продукта. Каждое предприятие вырабатывает свои ключевые показатели, но главная цель такая же, как в продажах — повышение рентабельности и чистой прибыли. 

В управлении персоналом

Чтобы оценить эффективность работы отдела по управлению персоналом, используют универсальный индикатор — текучесть кадров. А также:

Плюсы и минусы системы КПЭ

KPI помогают контролировать входящий денежный поток и правильно им управлять. Благодаря внедрению системы КПЭ можно:

Главный недостаток КПЭ-метрик — с их помощью можно оценивать только количественные, а не качественные характеристики работы. Поэтому сотрудники, в погоне за ростом показателей могут пренебрегать остальными составляющими работы: качеством обслуживания или стандартами сервиса. Другие негативные стороны системы ключевых показателей эффективности:

Как разработать KPI

КПЭ должны быть разработаны с учетом текущего положения компании. 

Как определить KPI

Основная идея КПЭ — это связь показателей со значимыми бизнес-результатами, поэтому чтобы определить важные цели ответьте на вопросы ниже. Для примера предположим, что ваша цель KPI — это повысить доход от продаж в текущем году, тогда ответы можно сформулировать:

  1. Какой результат должен быть достигнут?

  1. Почему результат важен?

  1. Каким образом планируется измерять прогресс?

  1. Как можно повлиять на достижение цели?

  1. Кто отвечает за результаты?

  1. Как узнать, что показатель достигнут?

  1. Как часто будет оцениваться прогресс выполнения?

Как рассчитать KPI

Ключевые показатели эффективности — это отличный стимул не только для всего бизнеса, но и для рядовых сотрудников, которые могут повлиять на результат деятельности фирмы. Для расчета создайте матрицу KPI в Google-таблицах или Excel и заполните разделы, учитывая данные своей компании:

Формула расчета KPI:

KPI = ( (Факт-База)/(Норма -База) ) * 100%

Пример расчета

Руководство внедрило систему КПЭ, согласно которой минимальное количество сделок — 100, а цель — 150. В сезон менеджер закрыл 160. 

Рассчитываем KPI:

( (160-100)/(150-100) ) * 100% = 120%

К KPI часто привязывают премии. Как рассчитать размер заработка менеджера в зависимости от выполнения плана? 

Лучше разделить зарплату менеджера на две части — фиксированную и переменную. Переменный оклад будет меняться в зависимости от результатов работы сотрудника. 

Чтобы рассчитать переменный оклад, нужно:

Еще необходимо определить премиальный коэффициент, чтобы определить размер выплаты в зависимости от фактического выполнения. Вот как может выглядеть расчет показателя: 

KPI, %

Премиальный коэффициент

<70%

0

от 70–99%

0,9

от 100–109%

1

от 110%

1,1

Вернемся к примеру. Предположим, компания заложила на премию сотруднику 20 000 руб., а вес KPI по закрытию сделок — 0,4. Тогда размер премии сотрудника:

20 000 * 0,4 * 1,1 = 8 800

Если у менеджеров несколько KPI, то нужно скорректировать сумму возможной премии по каждому индикатору и сложить их.

Чтобы не заниматься расчетом показателей вручную, где легко ошибиться, можно использовать разные инструменты, например CRM-систему. 

Если вашему бизнесу необходимо держать под контролем работу колл-центра или телефонные звонки отдела продаж, эту задачу решит функционал контакт-центра MANGO OFFICE. В личном кабинете руководителя можно отслеживать все ключевые показатели работы со звонками и их динамику, а также анализировать KPI на всех уровнях: от общей информации по компании до сотрудника определенной группы.

Узнать больше

Как внедрить KPI

KPI-систему следует внедрять лишь в стабильно работающий бизнес, а в фирмах, где процессы еще не отлажены, стоит подождать с нововведениями.

КПЭ следует реализовывать в компании по схеме «сверху вниз»: сначала разработать бизнес-цели, а затем создавать матрицы для отделов и сотрудников. Важно при выборе показателей учитывать мнение и опыт коллектива.

Основные KPI-показатели должны отвечать целям бизнеса как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Для внедрения системы КПЭ следует пройти шесть этапов:

  1. Составить матрицы КПЭ.

  2. Сформулировать систему мотивации для специалистов.

  3. Обосновать персоналу необходимость внедрения изменений.

  4. Пересмотреть методы оценки и контроля работы сотрудников.

  5. Рассчитать целевые показатели.

  6. Протестировать нововведения на фокус-группе.

Как визуализировать 

Даже самое тщательное планирование и расчеты могут оказаться бесполезными, если информацию о KPI не удастся достоверно передать команде. Поэтому важно наглядно отразить данные о КПЭ. Для визуализации используют:

Использование дашбордов и отчетов по КПЭ поможет эффективно визуализировать информацию, обеспечить выполнение KPI и поддерживать команду в достижении поставленных целей.

Как увеличить эффективность

Советы, которые помогут превратить KPI из простых графиков с цифрами в эффективный инструмент для улучшения бизнеса:

  1. KPI должны отражать выполнение конкретных бизнес-задач. Только так можно достигнуть амбициозных целей компании.

  2. Устанавливайте цели. Определяйте для КПЭ как краткосрочные, так и долгосрочные цели, и назначайте ответственных за их достижение. KPI должны приводить компанию к результату, а не просто показывать цифры.

  3. Выбирайте реалистичные КПЭ, соответствующие ресурсам компании. Слишком амбициозные и недостижимые цели только замедляют процесс повышения эффективности.

  4. Не измеряйте все аспекты бизнеса. Лучше выбрать несколько ключевых и самых значимых параметров и концентрироваться на них.

Ошибки при внедрении и возможные проблемы

Стандартные ошибки:

Перспективы KPI для компаний

Компании, которые реализуют систему KPI-показателей и внедряют Performance Management (систему показателей для измерения KPI), можно условно разделить на три группы:

  1. Пересматривают свой подход к управлению эффективностью работы. Они стремятся сделать процессы более гибкими, упростить постановку задач и контроль выполнения, отказаться от использования рейтинговых оценок.

  2. Не внедряют систему KPI и применяют дифференцированный подход к уже существующим практикам на рынке. Такие эксперименты с Performance Management могут привести к непредсказуемым результатам.

  3. Сохраняют функциональные процессы бизнеса, но вносят изменения в организационную структуру. Они активно применяют фриланс, обладают гибким мышлением, и используют разнообразные формы занятости при линейной организации структуры.

Что важно запомнить о KPI